It’s Becoming Crowded for Russians in Israel

<--

Русским в Израиле станет тесно

Попытки вернуть еврейское государство в границы 1967 года приведут к новой войне в регионе

Евгений Шестаков

“Российская газета” – Столичный выпуск №5485 (109)

Старая шутка о том, что лучшее средство от головной боли – гильотина, как нельзя лучше иллюстрирует предложенный президентом США Бараком Обамой вариант урегулирования ближневосточного конфликта.

Глава Белого дома предложил Тель-Авиву старое как мир решение, которое зафиксировано во многих резолюциях, ранее принятых Советом Безопасности и Генассамблеями ООН. Тем не менее до сих пор ни один из американских лидеров не решался публично призывать к столь радикальному “обрезанию” израильской территории, чтобы не вступать в конфликт с влиятельным в Америке еврейским лобби.

Обама возможной ссоры не испугался. Хотя, возможно, у него просто не осталось выбора. Счет времени идет не на годы – на месяцы. Ситуация на Ближнем Востоке меняется столь стремительно, что любые промедления с решением палестино-израильского конфликта и созданием палестинского государства могут обернуться самыми непредсказуемыми последствиями. Так называемые демократические революции в Египте и Тунисе, где скоро состоятся выборы новых руководителей, наверняка приведут к принципиальным изменениям во внешней политике этих стран. И создадут реальную угрозу для безопасности Израиля. Если, разумеется, ничего не менять в сложившемся в регионе “статус-кво”.

В справедливости этой логики убеждает Обама своих собеседников как в Израиле, так и в Америке. Он предлагает официально вернуть еврейское государство к границам 1967 года “с условием проведения взаимно согласованного обмена территориями”. Тем самым Тель-Авиву придется “сдать” поселения на палестинских землях, где, кстати, живут немало выходцев из бывшего Советского Союза, и отказаться от Голанских высот, которые прикрывают Израиль с сирийского направления и имеют стратегическое для обороны значение.

Куда при этом денутся живущие в поселениях “русские”, непонятно. Их перемещение вглубь еврейского государства будет стоить таких денег, каких в бюджете Израиля просто нет. Вряд ли они найдутся в весьма дефицитном американском бюджете. И это не говоря о психологическом и политическом эффекте от подобного ухода – нынешнее поколение израильских лидеров хорошо понимает, что реализация плана Обамы для них означает политическое самоубийство. Справедливости ради надо сказать, что Израиль никогда не считал большинство занятых им палестинских территорий своей собственностью. Но при этом не уходил с них из соображений безопасности.

“А почему бы самим США не вернуть завоеванные 200 лет назад земли их прежним владельцам – Испании, Франции или Британии?” – несколько ехидно задаются вопросом некоторые комментаторы. По их мнению, возвращение палестинцам или сирийцам территорий, за которые было заплачено кровью израильтян, не приведет к миру, поскольку продемонстрирует слабость Израиля. А на Востоке слабых не прощают.

Инициативы Обамы для Израиля сродни той самой гильотине, избавляющей от головной боли вместе с головой. Президент США абсолютно прав, когда говорит о “быстром росте численности палестинцев, живущих на Западном берегу реки Иордан, что основательно меняет демографическую картину как в Израиле, так и на палестинских территориях”. “В отсутствие мира при нынешнем развитии технологий Израилю будет сложнее защищать себя. Продолжительный мир не может уже быть достигнут с одним или двумя арабскими лидерами. Новое поколение арабов перекраивает регион”, – объясняет нерадивым ученикам – евреям свое видение будущей геополитической картины мира Обама. Наверное, примерно также рассуждали во времена Римской империи в Риме, когда решали, что им делать со своей восточной провинцией – сателлитом Иерусалимом, на которую со всех нападали арабские соседи.

Однако предложенный израильтянам выход – “территории в обмен на мир”, в условиях нестабильности политических процессов, происходящих на арабском востоке, не более чем иллюзия мирного процесса. С точки зрения политического пиара Обама предпринял сильный ход. Но с точки зрения реальной политики – предложил решение, которое не устроит ни одну из сторон конфликта. Ни евреев, ни палестинцев.

Выводы, к которым пришел американский лидер, трудно оспаривать. Ситуация на Ближнем Востоке и в регионе в целом развивается по самому критическому и непредсказуемому сценарию. Но поспешное создание палестинского государства, которое вряд ли будет проводить дружественную политику в отношении Израиля, лишь обострит противостояние. Многое зависит от того, сумеет ли Вашингтон удержать под своим влиянием обновленные режимы в Северной Африке. Или же те постепенно займут более радикальные позиции в отношении Тель-Авива, чем прежние правители.

В Белом доме понимают: любая неосторожная искра спровоцирует новую войну в регионе против Израиля. Слишком многие арабские страны в ней заинтересованы, чтобы отвлечь свою “улицу” от революционных настроений, переключить ее на внешнего врага. И тогда американцам поневоле придется ввязаться в новый конфликт: ведь как в очередной раз заявил Обама, обязательства США “обеспечивать безопасность Израиля нерушимы”.

About this publication