Our Buttressing Phobia

<--

Посол США удивлен накалом антиамериканизма в России. “Антиамериканизм и нападки на меня лично, честно говоря, меня шокировали. …Но нам было сказано, что это является только частью президентской кампании”. И далее он объяснил, что США не вернутся к риторике “холодной войны”. “Если же этого хочет Россия, то это ее дело”.

Насчет своей страны г-н Макфол не совсем прав. Да, намечается новое потепление отношений с РФ, вообще Белый дом риторикой “холодной войны” не занимается (как и Кремль!). Зато многие конгрессмены выражаются по адресу “путинской России” не слабее, чем депутаты ГД про США. Далее, западные СМИ демонизируют Путина, да и Россию в целом, а наше ТВ демонизирует США, НАТО. Правда, западные СМИ считаются независимыми (скорее, правительства от них зависят) в отличие от наших федеральных ТВ-каналов.

При этом все серьезные российские эксперты говорят: мы с США не противники и не союзники. Есть общие интересы, принимаются конкретные решения (Афганистан, нераспространение ЯО, терроризм). Есть споры (ПРО, Сирия). Стратегически – в попытках создать инновационную экономику – Россия позарез нуждается в США. Не случайно так велика роль американских специалистов в том же проекте Сколково.

В общем, нормальные контакты, “только бизнес – ничего личного”.

Так оценивают дело реалполитики в США и РФ. Глобальной игры с нулевой суммой друг против друга нет. Антагонистических противоречий нет.

А восприятие общества – дело другое.

В США Россия, отношения с ней – далеко не первая тема политики внешней, а во внутренней вообще отсутствует.

В России США – тема доминирующая. Прежде всего во внутренней политике. Антиамериканизм стал мерой всех вещей в общественном сознании. Если убрать антиамериканский магнит, все частицы в нашем идеологическом поле станут двигаться совсем иначе.

При этом происходит незаметная и решающе важная психологическая подмена. В общественном сознании под лейблом “Америка” выступает не реальная страна – партнер и конкурент РФ, с ее поступками, элитами и т.д. Образ “Америки” выполняет иную функцию – “Серого волка” в нашей сказке, зримого воплощения центра “мирового антироссийского Зла/Заговора”. Отсюда – глубина антиамериканских фобий “оборонного сознания”.

Наша общественная психология веками строится “от противного”. И “самыми противными” сейчас являются США. Такой выбор образа врага естественен, традиционен и престижен. Последний аргумент почти в любой дискуссии: это “на руку” США (“антироссийское”) – или “против них” (“пророссийское”). То есть образ и интересы США – первичны, а Россия (“антиСША”) – вторична! На безусловном антиамериканском раздражителе строятся практически все рефлексы российского политического сознания. По их отношению к США различаются политики внутри страны (“патриоты” против “пятой колонны Госдепа”) и в мире (любой враг нашего Врага обречен на какое-то сочувствие – кроме исключений типа Аль-Каиды).

Курьезно, что эта жесткая, слепая антизависимость объявляется “нашей независимостью” от США.

Ситуация сходна с русофобией в странах Балтии, где “свой” – “чужой” тоже часто определяется отношением к России. Разница лишь в том, что Россия никогда не была оккупирована войсками США.

Все традиционные комплексы Третьего Рима, желающего быть центром мира, но в силу разных причин вынужденного догонять Запад – унижение, ревность, зависть к самозванно-высокомерной “иностранной училке демократии” – жестко сфокусировались против США. Но реальных столкновений у нас с ними нет – и для рационального оправдания фобии в дело идут многозначительные намеки на “зловещие антирусские планы” США и вечные напоминания про Сербию, Ирак и Ливию… (Примерно как если бы НАТО говорило, что боится “русской агрессии”, ссылаясь на войну России с Грузией.)

Исходная фобия расчесывается пропагандой. В итоге формируется парадигма: существующая власть или “американская агентура”! Виртуальная “борьба с США” – главная псевдоинтрига псевдополитики, реальную пустоту заполняет война с престижными ветряными мельницами. Возникает система приоритетов, где “противостояние пиндосам” оказывается важнее (во всяком случае, обсуждается куда горячее) реальных социальных проблем.

Да, “мировой жандарм с мессианскими комплексами” раздражает далеко не только Россию. Но мало где в мире есть еще такая самозабвенная и неадекватная фиксация на США, как у нас…

Антиамериканизм – не отношение РФ к США. Между государствами все более или менее нормально. Антиамериканизм – отношение части нашего общества к себе, попытка самоидентификации “от противного”, выдумывание событий и смыслов, “оборона” не от США, а от реальности и здравого смысла. И это не оскорбляет разум большинства…

About this publication