The Faucet of Hot and Cold War

<--

Кран холодной и горячей войны

В Пентагоне разрабатывают новые планы сдерживания Москвы

Администрация президента Обамы считает Россию главной угрозой международной безопасности и намерена наращивать военный потенциал США для защиты Америки и ее союзников. Беспрецедентное признание главы Пентагона Эштона Картера перед американскими военными в Калифорнии продолжило серию выпадов в адрес Москвы, сделанных им в ходе турне по Азии. Несмотря на то что Эштон Картер подверг критике и Китай, его высказывания по поводу России были гораздо более жесткими, подтвердив невозможность скорейшей нормализации двусторонних отношений. Впрочем, собеседники “Ъ” в российских госструктурах считают, что речь идет не о новом курсе, а о стремлении Белого дома избежать обвинений в излишней мягкости после наметившегося сближения позиций США и России по Сирии.

Планы военного ведомства США по противодействию России глава Пентагона Эштон Картер озвучил в ходе выступления на конференции в мемориальной библиотеке Рональда Рейгана в Сими-Велли (Калифорния). Словно желая не отстать от президента Рейгана, назвавшего СССР “империей зла”, Эштон Картер возложил главную ответственность за кризис в системе международной безопасности уже на нынешнюю политику Москвы. “В Европе Россия нарушает суверенитет Украины и Грузии и активно пытается запугивать страны Балтии. Кроме того, в Сирии она подливает масла в огонь и без того опасного конфликта, продлевая гражданскую войну и подпитывая тот самый экстремизм, к борьбе с которым сама же и призывает”,— стал перечислять обвинения в адрес Москвы глава Пентагона.

В наибольшей степени речь Эштона Картера стала напоминать стилистику Рональда Рейгана, когда он сообщил о попытках России нарушить стратегический баланс с помощью оружия массового уничтожения. “Самое тревожное, что бряцание ядерным оружием, к которому прибегает Москва, вызывает вопросы по поводу приверженности российских лидеров к стратегической стабильности и уважения ими норм неприменения ядерного оружия”,— заявил господин Картер.

По его словам, Америка “не стремится ни к холодной, ни к горячей войне с Россией и не пытается сделать Россию врагом”. “Однако можете не сомневаться: США защитят свои интересы, интересы своих союзников, принципы международного порядка”,— заверил аудиторию глава оборонного ведомства. В связи с этим он дал понять, что в арсенале Пентагона есть целый комплекс мер по новому сдерживанию России — от модернизации ядерного потенциала и создания современных систем вооружений, включая новый стратегический бомбардировщик и лазерное оружие, до увеличения военной помощи Украине.

“В настоящее время мы адаптируем наши планы, чтобы работать над сдерживанием агрессии России и уменьшить уязвимость наших союзников и партнеров”,— сообщил Эштон Картер. Хотя в своем выступлении он возложил вину за дестабилизацию в мире и на Китай, критика России была гораздо более развернутой и жесткой. Более того, говоря о Китае в ходе недавнего турне по Азии, господин Картер сообщил о намерении встроить Пекин в общую систему азиатской безопасности и пообещал обсудить эту тему в ходе предстоящего визита в КНР.

Выступление Эштона Картера в Калифорнии стало не единственным его выпадом в адрес России. Ранее глава Пентагона сделал ряд громких заявлений в ходе своего посещения американской военно-воздушной базы Перл-Харбор-Хикам, находящейся на Гавайях. В ходе общения с военнослужащими глава Пентагона сделал главной темой сдерживание России.

Обвинив Москву в применении тактики “гибридных войн” с использованием “зеленых человечков” на Украине, он сообщил, что ответом США должно стать “переформатирование” находящегося на европейском континенте военного потенциала. “Мы проводим некоторую корректировку сил в Европе, отдавая себе отчет, что Россия выбирает не тот курс, на который мы рассчитывали”,— сообщил глава Пентагона. И добавил: “Этого просят европейцы. Этого просит НАТО. И мы намерены это сделать”.

И хотя Эштон Картер заверил, что о возвращении к сценариям холодной войны речь не идет, его последние заявления стали самыми бескомпромиссными высказываниями представителя американской администрации, сделанными после распада СССР и окончания блокового противостояния. Эти высказывания подтвердили, что предпосылки для скорейшей нормализации двусторонних отношений по-прежнему отсутствуют.

Впрочем, опрошенные “Ъ” источники в российских госструктурах заявления Эштона Картера восприняли сдержанно, обратив внимание на то, что подобные обострения происходят каждый раз после того, как дипломатам двух стран удается сблизить позиции по тем или иным вопросам, в частности по Сирии. “После позитивного взаимодействия, как правило, следуют жесткие комментарии из Пентагона или Госдепа. Тем самым администрация Обамы пытается сбалансировать свою российскую политику и избежать возможных обвинений в излишней мягкости по отношению к Москве”,— считает один из собеседников “Ъ”.

Сергей Строкань, Елена Черненко

About this publication