Glorious Past: How Trump Pleased the Participants of the Davos Forum

<--

Светлое прошлое: чем Трамп порадовал участников Давосского форума


Выступление президента США понравилось всем: лидеры бизнеса убедились, что Трамп проводит выгодную для них политику, а другие участники форума просто получили удовольствие от шоу



В этом году ожидания от Давосского форума, и так традиционно высокие, серьезно возросли, как только стало известно, что на нем выступит президент США Дональд Трамп.



Американские президенты традиционно не жаловали Давос. В далекие 1980-е по видеосвязи перед участниками выступал Рональд Рейган. Единственным президентом США, который выступал на форуме вживую, был Билл Клинтон, который в 2000 году совершал свое прощальное турне в качестве главы государства, прощупывая заодно почву для жизни после Белого дома. Непопулярный за пределами страны Джордж Буш-младший на форуме не появился, как и любимчик мировой общественности Обама. И тут вдруг за три недели до форума в СМИ попадает новость: Трамп выступит в Давосе.



Антиглобалист в Давосе



Интрига прежде всего заключалась в том, что Дональд Трамп пришел к власти с повесткой экономического национализма, протекционизма, обвинениями в адрес своих глобальных партнеров в «нечестных» договоренностях (как торговых, так и, например, в сфере безопасности) и под лозунгом «Америка превыше всего». Это все настолько противоположно духу Давоса, что его участие в форуме воспринималось как иллюстрация знаменитой шутки о выступлении пчел против меда.



Между тем в этом сравнении лишь доля правды. Основная часть участников Давосского форума — это транснациональный бизнес, отношение которого к повестке Трампа положительное и местами даже восторженное. Налоговая реформа, в результате которой налог на прибыль корпораций сократился с 35 до 21%, равно как снизились и ставки налогообложения для самых богатых, была с благодарностью и восхищением встречена крупным бизнесом. На руку корпорациям и дерегулирование, отмена слишком «левых» регулирующих норм, что позволяет бизнесу снизить издержки. Таким образом, вопреки первому впечатлению, Трамп поехал выступать не перед врагами, а перед самой лояльной к нему частью международного сообщества.



Кроме того, был совершенно очевиден внутриполитический резон поездки президента. После неуклюжего начала года — вышла книга «Огонь и ярость», в которой президент был выставлен в неприглядном свете, прямо в годовщину инаугурации реализовалась угроза приостановки деятельности правительства (шатдаун), продолжилось расследование связи предвыборной кампании Трампа с русскими — Дональду хотелось какого-то успеха. Международная поездка высокого уровня — а куда выше Давоса? — могла стать той самой быстрой победой для президента: похвастаться свершениями, покрасоваться перед теми людьми, которым его политика нравится, и позлить тех, кто его критиковал. Что может быть слаще?



Отчет об успехах



В целом выступление Трампа и было обращено к двум частям его неожиданной коалиции — глобальному бизнесу и «забытым американцам». С одной стороны, он подчеркнул все выгодные для бизнеса достижения своей администрации, заострив внимание на налоговой реформе и дерегулировании. Америка растет невиданными темпами, сейчас лучшее время вкладывать в нее — убеждал Трамп как заправский продавец. Экономика растет все быстрее, безработица, напротив, находится на исторически рекордно низких уровнях. В том числе безработица среди афроамериканцев и латиноамериканцев, добавил Трамп, очевидно, ориентируясь на толерантную либеральную европейскую публику и представителей третьего сектора, которые также составляют часть «давосской толпы».



Но все же главной аудиторией для Трампа были его избиратели, оставшиеся за океаном. Уже во втором предложении своей речи он заявил, что выступает здесь, чтобы «представлять интересы американского народа». Так, и последовавшее перечисление собственных заслуг Трамп начал с «восстановления забытых сообществ», то есть поддержки тех самых представителей белого рабочего класса, которых автоматизация и та самая «нечестная торговля» лишили рабочих мест, а либеральная культурная политика — смыслов. Обязанный этим «забытым людям» своим избранием Трамп обратился к ним с трибуны главного глобального форума в мире с популистским месседжем — удивительная мизансцена в лучших традициях «Карточного домика».


Неудивительно, что в своей речи Трамп обратил особое внимание на необходимость ужесточения миграционной политики США, ведь именно мигранты воспринимаются его избирателями как угроза. Другой вызов — несправедливые торговые соглашения, которые избиратель Трампа считает главной причиной снижения числа рабочих мест. Трудно было бы представить менее подходящую площадку для того, чтобы говорить о двусторонних торговых соглашениях в ущерб «несправедливым» многосторонним, чем Всемирный экономический форум, но если понимать, кто был главным адресатом речи Трампа, то и это становится логичным.



Нет больших идей



Есть еще две детали в выступлении Трампа, которые стоит отметить. Во-первых, многие постоянные участники форума ожидали, ответит ли что-то Трамп на прошлогоднее выступление главы КНР Си Цзиньпина, в котором тот выступил с гораздо более глобалистских позиций, чем взгляды нынешнего американского президента. И действительно, Трамп заявил, что США больше не будут закрывать глаза на нечестную конкуренцию, включающую в себя массовую кражу интеллектуальной собственности, субсидии промышленности и государственную плановую экономику. Хотя американский президент не назвал страны, о которых шла речь, в этом определении сложно не заметить Китай.



Во-вторых, речь Трампа отличалась отсутствием какой-то новой большой идеи, которую Америка была бы готова предложить миру. Констатация успехов и приглашение инвестировать — примерно с таким же месседжем выступали премьер-министр Индии Моди и президент Франции Макрон. Но Индия провела большую работу накануне форума, отстроила большой павильон, была соорганизатором приветственного приема в день открытия. Макрон в своей речи объявил о ряде конкретных механизмов, призванных стимулировать инновации. Трамп же не предложил повестки для будущего ни для США, ни для мира, ограничившись простым перечислением достоинств американской экономики сегодня.



Отсутствие большой идеи и рассказа о планах президента на будущее неудивительны. Во-первых, как я уже писал выше, выступление, похоже, готовилось не больше трех недель. Во-вторых, перспективы повестки республиканцев и президента Трампа сейчас туманны: до начала февраля надо разобраться с бюджетом, чтобы избежать очередного шатдауна. Затем постараться уломать демократов на компромисс по реформе миграционной политики, что будет непросто. Нарастить вложения в инфраструктуру в условиях и так растущего после налоговой реформы дефицита бюджета практически нет шансов. Отменить реформу здравоохранения Обамы уже несколько раз не получилось, и за восемь месяцев до промежуточных выборов в конгресс говорить об этом довольно рискованно.



Недостаток большой идеи с успехом восполнился огромным интересом участников форума к Трампу — прежде всего как к медийной фигуре, а не как к ньюсмейкеру. В результате все получили что хотели: бизнесмены укрепились в убеждении, что Трамп продолжит реализовывать выгодную для них политику; а другие участники форума просто получили удовольствие от шоу. Как и Трамп, ретвитнувший журналиста Bloomberg, опубликовавшего фото переполненного холла конгресс-центра форума с комментарием: «За час до появления Трампа очередь в зал на его выступление. Как подростки перед концертом, а ведь это все главы компаний и миллиардеры». Всё — как любит американский президент!»


About this publication