Bad Peace Is Better Than a Good Fight

<--

Едва успели появиться первые сообщения о планируемой в ближайшее время встрече президентов России и США, как заметно активизировались заклятые противники нормализации российско-американских отношений. Английское издание The Times сообщило об озабоченности Лондона перспективой проведения полноценных переговоров Владимира Путина и Дональда Трампа до саммита НАТО и визита американского лидера в Великобританию.

Как показывает практика, Туманный Альбион освоил широкий арсенал средств торпедирования российско-американского диалога и цементирования распадающегося евро-атлантического альянса. Именно поэтому в любой момент можно ожидать очередного «дела Скрипалей» с вполне предсказуемыми последствиями.

Не менее активное противодействие российско-американские отношения встречают и внутри самих США.

Королей, что называется, делает свита. Президентов тоже. По сути, Трамп по пояс увяз в том самом вашингтонском бюрократическом болоте, которое так убедительно обещал своим избирателям осушить. Можно, конечно, подождать до ноября, когда на промежуточных выборах в конгресс действующий президент наконец-таки сможет сформировать республиканское «протрамповское» большинство. Ведь в настоящее время в американском политикуме сложилась удивительная ситуация: добившись избрания своего главы государства и имея формальное большинство в обеих палатах, «правящая партия» продолжает препятствовать полноценной реализации ключевых пунктов предвыборной программы Трампа. Начиная с открытого саботажа таких одиозных персонажей, как Джон Маккейн и Линдси Грэм, и заканчивая менее громогласным, но не менее результативным противодействием практически всего старого республиканского истеблишмента.

Наипервейшим образом это касается налаживания конструктивного диалога с Россией. Добавьте к этому прямое игнорирование поручений Трампа об организации встречи с Путиным после саммита АТЭС во Вьетнаме, о котором сообщила The Washington Post, и вы получите довольно наглядную картину состояния дел в нынешней американской администрации.

Что касается России, то мы по-прежнему открыты к равноправному и взаимовыгодному взаимодействию. Более того, несмотря на санкционный режим, активно наращиваем экспорт в США: только за прошлый год он увеличился на 17% — до $17 млрд. В то время как Вашингтон реализовал в РФ товаров на сумму $7 млрд.

Неплохой торговый баланс. В нашу пользу. Однако всё равно эти показатели ничтожны по сравнению с торговлей на европейском (около $250 млрд), китайском (почти $100 млрд) и других направлениях.

С учетом такой микроскопической экономической зависимости неудивительно, что американцы не боятся ставить весь комплекс российско-американских отношений под угрозу. С другой стороны, даже взаимодействие с КНР при более чем шестисотмиллиардном торговом обороте с приходом новой американской администрации подвергается существенной ревизии.

В этом и заключается основная проблема: американцы ломают устоявшиеся и понятные всем правила игры, что вызывает обеспокоенность и нервозность в международных отношениях.

Ранее США были локомотивом, основным лоббистом и, конечно же, одним из ключевых бенефициаров глобальной свободной торговли. Сейчас же по волевому решению американского президента Вашингтон становится на путь протекционизма и, по сути, развязывает торговую войну по всем фронтам: с Европой, Китаем, даже с ближайшими соседями — Канадой и Мексикой. Россия же, наоборот, продвигая прагматический подход в международных отношениях, становится одним из самых последовательных сторонников свободной торговли.

Что касается персонального фактора во взаимодействии России и США, как показывает многолетняя практика, просто хороших отношений, или, как говорят американцы, «химии», для налаживания равноправного и конструктивного диалога недостаточно. Мы хорошо помним, как прекрасно общались на личном уровне Владимир Путин с Джорджем Бушем – младшим. Удержало ли это наших американских коллег от экспансионистского расширения НАТО, выхода из договора по ПРО и бесцеремонной поддержки «цветных переворотов» по периметру наших границ?

Так и сегодня. Лидеры России и США по-прежнему комплиментарно и даже тепло отзываются друг о друге. В американском истеблишменте продолжают высмеивать неспособность Трампа «выжать из себя» что-то хотя бы минимально резкое в адрес Путина. Однако воз и ныне там: отношения между странами остаются на самом низком уровне за всю современную историю России.

И нельзя сказать, что такая ситуация нас в корне не устраивает. Ведь даже американцы уже начинают понимать, почему мы совсем не жалеем о том времени, когда российского президента встречали овациями в конгрессе США, а в российских госорганах почти открыто работали кадровые сотрудники ЦРУ. Мы еще не забыли, какими бедствиями обернулась для нашей страны такая «дружба» с Соединенными Штатами.

Именно поэтому слишком тесным отношениям с Вашингтоном современная Москва предпочтет четкое разграничение сфер влияния, не ущемляющее ни российских, ни американских интересов. Мы всегда готовы учитывать американскую точку зрения, даже противоречащую нашей, но не намерены играть с США в деструктивную «игру с нулевой суммой».

Однако в конечном итоге мы готовы к самому худшему варианту развития событий, при котором между нашими странами, по сути, не останется ничего, кроме каналов связи, необходимых для предотвращения инцидентов в военной и иных сферах.

У нас разные цели, ценности и взгляд на мир. Однако, с нашей точки зрения, это вовсе не мешает нам перезапустить формат «мирного сосуществования» вместо деструктивных конфронтационных сценариев.

About this publication