The US Has Lost Its Greatness

<--

И в этом их общая черта с Россией

Молниеносный захват исламистами Афганистана, который США с союзниками «демократизировали» целых 20 лет, сделал актуальным вопрос о том, что за страна Америка — маломощная, второразрядная или могучая и великая?

И в самой Америке, и в окружающем мире укрепляется мнение, что о могуществе и величии Штатов можно говорить только в прошедшем времени, причем в давнем. Кабул-2021 повторил Сайгон-1975. А еще было бесславное окончание войн в Корее (1953 г.), Ираке (2011 г.) и прочих местах, где американцы под мессианскими лозунгами развязывали военно-политические авантюры, не будучи готовыми к достижению победы ни военными средствами, ни в моральном плане. Такой готовности Америка не демонстрировала со времен Второй мировой войны. (Единственное, пожалуй, исключение — воздушный мост, прорвавший советскую блокаду Западного Берлина в 1948–1949 годах.) С понятием величия трудно совместить захват иранскими исламистами в заложники персонала американского посольства в Тегеране (1979 г.), провал операции в Сомали, когда погибли 19 и были ранены 73 спецназовца США (1993 г.), или штурм террористами генконсульства США в ливийском Бенгази (2012 г.), в результате которого погибли посол США и еще трое дипломатов.

Величие Соединенных Штатов поблекло не только на международной арене. Сегодня крупнейшие города Америки ассоциируются не с блеском рекордно высоких небоскребов (рекорды ушли в другие страны), не с великими очагами науки и культуры (хотя они еще сохранились), а с грязью и преступностью, засильем агрессивных уличных психопатов, нищих, бездомных и наркоманов, с безобразно запущенной инфраструктурой, беспомощной полицией и доведенной до абсурда политкорректностью.

Где-то сносят памятники Колумбу (это из-за него белые колонизаторы истребляли индейцев — пардон, коренных американцев) и переименовывают День Колумба в День коренных народов. Где-то убирают памятники Джорджу Вашингтону, Томасу Джефферсону и прочим отцам нации — по той причине, что «они были рабовладельцами». Где-то добрались даже до Авраама Линкольна: в Бостоне снесли статую великого президента из-за того, что у его ног лежал получивший (благодаря ему) свободу черный раб. В скульптуре не было проявлено должного уважения к черной расе! По этой же причине политкорректные власти Нью-Йорка решили убрать конную статую Теодора Рузвельта перед входом в Музей естественной истории: с двух сторон от Рузвельта изображены (опять же «без должного уважения») держащиеся за его стремена индеец и негр. Простите, коренной американец и афроамериканец.

«Должное уважение» обязаны проявлять все, кто не относится к особо уважаемым «меньшинствам». В Нью-Йорке они точно в кавычках: население мегаполиса на 70% состоит из цветных. Виноват: «людей цвета» (people of color). Белого человека в любой момент могут заставить преклонить колено и покаяться в своей «белой привилегии». Тех, кто не понимает своей «белой привилегии», в лучшем случае подвергнут остракизму (это сплошь и рядом происходит в американских школах и вузах), а в худшем, уличном варианте — изобьют, чтобы впредь понимал.

«Белую привилегию» осознали передовые умы даже в Международной шахматной федерации, где на полном серьезе рассматривают изменение правил игры — чтобы у белых не было преимущества первого хода. Политкорректный маразм крепчал. Но в американской политике почти не осталось вменяемых голосов ни за, ни против этого маразма — есть только его поддержка с левого фланга и противодействие ему с правого посредством расистской оголтелости и безумных теорий заговора. Здравый смысл отдыхает — он стал никому не нужен.

Пытаться вернуть нацию в русло здравого смысла — дело сложное и неблагодарное, может аукнуться на выборах. Гораздо легче заниматься популизмом, ублажая неадекватов. Возьмите, например, политику нынешней администрации в том, что касается коронавирусных ограничений. При Байдене — то же, что было при Трампе: каждый из 50 штатов на свой лад «лепит горбатого», а федеральное правительство не вмешивается — мол, нельзя нарушать суверенные права штатов! В результате из-за техасских, флоридских и других антивакцинистов и антимасочников Америка быстро погружается в новую волну эпидемии. Вашингтонская администрация никого ни к чему не принуждает, зато она «держит границу на замке». Европа открылась для вакцинированных американцев, а США и не подумали ответить взаимностью. Политики-популисты демонстрируют своим избирателям: мы вас защищаем от пандемии! А пандемия набирает в США темп отнюдь не по вине приезжих из-за рубежа.

Мир смотрит на эту некогда великую страну и не находит в ней былого величия. Нет полетов в дальний космос, которые предсказывали на начало XXI века (вспомним фильм Стэнли Кубрика 1968 года «2001: космическая одиссея»), — даже на орбитальную МКС американские астронавты 10 лет летали на российских «Союзах». Америка перестала быть промышленным гигантом — ржавеют заброшенные заводы, всю электронную технику (даже дорогие гаджеты) собирают в Китае, одежда — в основном синтетическая и нескладная — пошита во Вьетнаме или Бангладеш. Пищевые продукты для массового потребителя перенасыщены сахаром и солью и произведены на нитратах, стероидах и антибиотиках. Каждый шестой американец живет за чертой бедности — этим не до здорового питания.

Кто сегодня мечтает попасть в США? Главным образом — беженцы из несчастных стран типа Гаити и Афганистана. На мексиканско-американской границе — скопление нелегальных мигрантов, в том числе детей, с которыми вашингтонская администрация не знает, что делать. В США живет примерно 11–12 миллионов нелегальных иммигрантов, но власти никак не решают эту проблему. Почему? Да потому, что на нелегалах и трудовых мигрантах держатся целые отрасли американской экономики — сельское хозяйство, мясо- и рыбоперерабатывающая промышленность, строительство, уход за детьми, престарелыми и инвалидами и т.д. Платят им в разы меньше, чем «настоящим» американцам, за счет чего предприниматели повышают норму прибыли и делятся барышами с коррумпированными политиками (это называется красивым словом «лоббирование», которое по праву можно считать синонимом некрасивого слова «коррупция»).

…Вам это ничего не напоминает, уважаемые российские соотечественники? В России тоже полно нелегалов и трудовых мигрантов из бедных стран — на них тоже многое держится. И в России власть имеет тенденцию не решать главные проблемы страны, а создавать видимость заботы о народе (это особенно актуально сейчас, перед сентябрьскими выборами). Ну и, конечно, российские власти ничуть не меньше американских озабочены поддержанием в умах граждан иллюзии величия Родины. Американцы не пишут это слово с заглавной буквы, но политики и СМИ неустанно твердят, что США — «величайшая страна в мире» (хотя международные сравнения ясно показывают, что есть немало стран, превосходящих Штаты по важнейшим параметрам качества жизни). В России власти используют мощный аппарат пропаганды, чтобы заменить в массовом сознании качество жизни иллюзией великодержавия: наша территория растет, наши ракеты неуловимы, мы победоносно воюем в Сирии — а вы тут о каких-то пенсиях, зарплатах врачей и нехватке школ… Гордитесь Родиной, вам сказано!

Еще Ильф и Петров, путешествуя по Новому Свету, заметили, что у американцев и россиян много общего. В постсоветскую эпоху мы видим в обеих бывших «сверхдержавах» упорное нежелание забыть имперское прошлое. Стремление к статусу величия свойственно не только властным элитам, но и многим рядовым гражданам. Американцы мнят свою страну уникально великой в силу плохой образованности, незнания окружающего мира. Россияне — в основном под воздействием официозного зомбирования.

Но факты — упрямая вещь, и статистика не вся под контролем власть имущих. В недавнем исследовании Commonwealth Fund США заняли последнее место из 12 развитых стран по качеству здравоохранения, зато первое — по его дороговизне. В 2019 году продолжительность жизни американцев составляла 76,3 года — на шесть лет меньше, чем в Швейцарии и на пять меньше, чем в Норвегии. США — единственная развитая страна, где нет всеобщего государственного медицинского страхования и закона об оплачиваемых отпусках по беременности, родам и по болезни. Зато в Америке есть свободная продажа оружия, от применения которого в быту в 2020 году погибли 43 000 человек.

Россия по номинальному ВВП на душу населения занимает в мире 61-е место (данные МВФ). Среди 80 стран, включенных в Индекс качества жизни за 2020 год, Россия заняла 67-е место. Продолжительность жизни россиян в 2020 году снизилась на 1,75 года и составила 71,54 года (на пять лет меньше, чем в непередовых США). Чем будем гордиться? Тем, что Москва вошла в десятку городов — мировых лидеров по количеству живущих там миллиардеров?

Можно (и даже нужно) гордиться великим прошлым. Но и о настоящем подумать не мешает — люди оценят реальную заботу о своем благополучии ничуть не меньше, чем рассказы о величии страны.

About this publication