Mysterious Economy

<--

Такой ее сделал мировой кризис. Масштабы оного не смог предсказать никто. Даже ведущий экономический гуру А. Гринспэн. Повел себя по-мужски. Попросил у сограждан прощения. Министр финансов США Г. Полсон сделал то же самое. Только не на словах, а на деле. Несколько лет назад он возглавлял банк Goldman Sachs. Надавил на регулировщиков. Добился послаблений. В результате на рынок хлынула разная токсичная дрянь. Воспламенила. Поджигатель переквалифицировался в пожарного. Теперь тушит… Кризис далек от завершения. Экономика серьезно меняется. Становится малопонятной.

Деньги даром. Федеральная резервная система (ФРС) США снизила ставку почти до нуля. То есть кредитует практически бесплатно. По-братски. Ресурс регулирования исчерпан. Педаль газа вдавлена в пол. Ведь принято считать, что отрицательным процент не бывает. Фраза “если возьмете у меня взаймы, то я вам за это еще доплачу” может прозвучать только в психбольнице. Сегодня. Что будет завтра? Кто знает… Доходность по трехмесячным векселям казначейства снизилась до 0,02%. И ведь берут! Причем охотно. Используя ценную бумагу как сейф для хранения денег.

Будет ли результат? Трудно сказать. Ведь дорога не пустынная. Впереди идет Япония. Уже довольно долго. И, кстати, успешно. Правда, до кризиса. Что после? Валится. С максимальной скоростью за последние 50 лет.

Мировая торговля: обмен ударами. В ноябре страны “двадцатки” дали слово воздерживаться от протекционизма. Взяли назад незамедлительно. Развернув борьбу за жалкие остатки мирового спроса. Китайцы сцепились с американцами. Жалуются друг на друга в ВТО. Европейцы составляют досье. И на тех, и на других. Чтобы при случае огреть антидемпингом. Индия вводит пошлины на импорт стали. Бразилия бьет Украину. Прямо по аммиачной селитре… На ближайшем саммите G20 надо бы поставить вопрос: будем дальше говорить или уже что-то делать?

Мы в ВТО не входим. И слава богу. Потому что руки свободны. И ноги тоже. Чтобы дать пинка любому иностранному ценовому хулигану. Если тот начнет нечестно конкурировать на российском внутреннем рынке. Можем навесить экспортную пошлину. Или отменить. Можем ввести квоту на импорт. Или убрать. Времена такие, что ни от чего нельзя зарекаться.

Новый социализм. В США продолжается операция спасения. Под контроль правительства переходят автомобильные корпорации, страховые гиганты, ипотечные монстры. Что будет, если ситуация не улучшится? Всерьез обсуждается дальнейшая национализация банков. Их все-таки заставят кредитовать реальный сектор. Силой. Другой вариант – выход ФРС на рынок и прямая скупка акций. Третий – раздача ею денег предприятиям, минуя частные банки. На крайний случай можно воспользоваться советом нобелевского лауреата Милтона Фридмана. А именно: загрузить в вертолеты пачки денег и разбрасывать их над густонаселенными кварталами… Речь идет, напомню, не о Северной Корее, а о Северной Америке. Вот такие нынче пироги. Такие блинчики.

Уже сейчас, думаю, тамошний госсектор больше российского. А будет еще масштабнее. Им надо как-то управлять. А опыта никакого. Все же бывший оплот свободной конкуренции… В 90-е годы из-за океана к нам валила толпа советников. Разъясняли устройство рыночной экономики. Предлагаю сделать ответный шаг. Направить туда бригаду коммунистов. Специалистов по планированию и раздаче команд. В порядке обмена опытом. Пусть научат.

Финансовое разгильдяйство. В 2009 году дефицит федерального бюджета США может вырасти до 1 триллиона долларов. Умопомрачительная сумма. Абсолютно безответственное поведение. Требует срочного вмешательства Валютного фонда. Пора посылать миссию. Алгоритм действий: выйти из здания МВФ. Поехать по Девятнадцатой улице на юг. Через пять минут появится лужайка. За ней Белый дом. Войти. Вправить мозги. Напихать как следует. С нотацией о вреде бюджетного дефицита. Потребовать сокращения расходов и улучшения сбора налогов. Установить сроки. Определить ответственных. И все наладится…

С Новым годом, уважаемый читатель! Не обижайтесь на власти. Делают что могут. Только кризис оказался уж больно сильным. Такие случаются один раз в сто лет. Выходит, отмучаемся и за детей, и за внуков. Потерпите, пожалуйста. К концу будущего года станет полегче. Все же не високосный.

About this publication