Obama Pushed Israel Over to Russia

<--

«Израиль к России подтолкнул Обама»

Президент Института Ближнего Востока объяснил газете ВЗГЛЯД, почему Иерусалим решил выстраивать стратегические отношения с Москвой и какова в этом роль Вашингтона

В Израиле создана рабочая группа по стратегическому диалогу с Россией, который ранее у Иерусалима был только с США. Политологи считают эти шаги планомерным отходом от полного единомыслия с Вашингтоном в пользу сотрудничества с РФ, что стало следствием политики Обамы на Ближнем Востоке и победы на выборах русскоязычных правых. То, чем России полезен Израиль и в чем просчет нынешней администрации США, газете ВЗГЛЯД объяснил президент Института Ближнего Востока Евгений Сатановский.

Накануне правительство Израиля утвердило решение о создании рабочей группы по стратегическому диалогу с Россией. Руководителем группы назначен министр иностранных дел, русскоязычный репатриант из Молдавии, лидер ультраправой партии «Наш дом – Израиль» Авигдор Либерман, которому и принадлежит авторство инициативы «придать новое качество» отношениям с РФ.

«Связи Израиля с Россией расширяются. Это полностью отвечает нашим интересам в международной политике. С момента падения СССР Россия занимает все более важную позицию на мировой политической арене. Более миллиона израильских граждан сохраняют тесные связи с Россией по сей день», – объяснил создание комиссии премьер-министр Биньямин Нетаньяху.

«В то же время в наших отношениях с Россией присутствуют сложные моменты, и это в том числе послужило поводом для принятия решения о создании рабочей группы», – добавил премьер, слова которого приводит РИА «Новости» (под сложными моментами, судя по всему, понимается продажа российского оружия Сирии и контакты с радикальными исламистами из ХАМАС).

Среди тем, которые предполагается обсуждать в рамках группы, – согласование подходов к ближневосточному урегулированию, сотрудничество в борьбе с терроризмом, преступностью, распространением средств массового поражения, взаимный учет интересов при экспорте оружия в чувствительные для обеих стран регионы.

Комментируя корреспонденту газеты ВЗГЛЯД сам факт создания рабочей группы, президент Института Ближнего Востока Евгений Сатановский отметил, что ранее интерес к подобным стратегическим связям Израиль питал только в отношении Соединенных Штатов.

– Создание этой группы – это именно то, о чем говорил Либерман в ходе своего визита в Россию, это его практическая реализация. Приходят министры, «пробивают» и подписывают те соглашения, которые были подписаны, но не реализованы. И шаг за шагом получается та платформа, на которой можно работать министерствам с министерствами, комитетам с комитетами, комиссиям с комиссиями… Это, собственно, то, как уже осуществляется американо-израильское сотрудничество. Во-первых, есть довольно большая группа бюрократических ведомственных структур, связанных друг с другом. Во-вторых, существует большая группа бизнес-структур, связанных друг с другом. В-третьих, существуют просто частные лица, связанные друг с другом. Вот так это работает. Что касается последнего, то тут мы даем Вашингтону сто очков вперед, потому что в Израиле нет миллиона человек из США.

– В чем вы видите необходимость создания этой группы?

– Со времен Бен Гуриона США были единственной страной, на которую ориентировались израильтяне. Год за годом, десятилетие за десятилетием. И вот когда есть такая постоянная работа – только тогда получается результат. В нашем случае все абсолютно то же самое. Бессмысленно спрашивать, почему у нас не получилось в 90-е годы с Израилем работы ни по военно-техническому сотрудничеству, ни по космосу, ни по high-tech – практически ни по чему из того, что мы могли бы реализовать. Просто не было для этого инфраструктуры, не было механизмов. А теперь появляются. Уже есть скелет – а мясо нарастет.

– И какими вы видите ближайшие задачи этой рабочей группы?

– Надо делать две вещи: развивать совместные направления работы и разрешать в них наиболее проблемные участки по целому ряду направлений: по политическому взаимодействию, безопасности, военной сфере, высоким технологиям, в том числе нанотехнологиям, хотя есть миллион других областей в этом аспекте. Я уж не говорю о простом человеческом контакте, налаживании связей между людьми. Это тоже очень много значит, это создает возможности сотрудничества с людьми, которые занимают высокие посты в израильской армии, полиции, в военно-техническом комплексе, в поселенческом движении, где очень велика доля русского компонента. Я уж не говорю о пенсиях участникам Великой Отечественной войны, о том, что можно ездить без виз – это вообще серьезное достижение.

#{analytics}– Можно ли считать создание группы сигналом об изменении вектора внешней политики Израиля от США к РФ?

– Это не сигнал, это прямое свидетельство этого. Об этом долго говорили. С этим Либерман шел на выборы, с этим Нетаньяху шел к власти. С этим создавалась коалиция – с условием того, что стратегическое партнерство России и Израиля признается необходимым нынешнему правительству, что это правительство будет добиваться институционализации такого партнерства. Новое правительство пришло к власти и начало в этом направлении работать.

– Как вообще можно оценить роль США во взаимоотношениях Тель-Авива и Москвы?

– У нас есть очень серьезный союзник на поле российско-израильского сотрудничества. Это Обама. Все, что он делает, заигрывая с исламским миром, осложняет его отношения с Израилем. Все, что говорится им по поводу еврейских поселений и мирного процесса, по поводу необходимости обустроить палестинское государство, увеличивает в израильской элите количество сторонников сотрудничества с РФ. Барак Обама не понимает, что происходит. Потому что он неграмотный в политике человек, а в ближневосточной политике так вообще ничего не понимающий. Он искренне думает, что все планы США, которые разваливались на Ближнем Востоке, планы Клинтона, Буша разрушились потому, что они были глупые, а он – умный. С трибун он повторяет то, что ему пишут ближневосточные эксперты. А они – клинтоновская команда, которая за 10 лет умнее не стала. Это те люди, работа которых привела к 11 сентября в США и интифаде в Израиле. Они все провалили 10 лет назад, сегодня они пытаются реабилитироваться с новым президентом. И разница только в том, что Хиллари Клинтон у Обамы не муж, а госсекретарь. Но ведь она ведет абсолютно ту же политику, что велась 10–15 лет назад, и это очень хорошо видно.

#{interview}– Как скажутся на отношениях РФ и Израиля требования США остановить строительство еврейских поселений на палестинских территориях?

– МИД РФ как в начале 90-х годов занял подчиненную позицию по этому вопрос, так и продолжает ее вести. В этом политика России мало чем отличается от политики госдепартамента США или ряда европейских стран. Но существует факт того, что поселения по большей части сейчас заселены людьми, говорящими по-русски. Начинаешь смотреть израильских политиков, от Либермана до Элькина, главы правительственной коалиции в парламенте, – они живут на поселениях. Начинаешь смотреть университетскую профессуру, которая обеспечивает связь с истеблишментом Израиля, – живут в поселениях. Ключевые фигуры high-tech тоже живут там. Поселенцы – это золотая карта, которая у нас оказалась в рукаве. Будет ли это использовано? Посмотрим. Все зависит от политической воли руководства.

Как уже писала газета ВЗГЛЯД, в пятницу, 5 мая, израильское правительство заявило, что продолжит политику строительства новых еврейских поселений на палестинских территориях даже после речи президента США Барака Обамы в Каире. В ней американский лидер назвал такие действия Израиля недопустимыми. Эксперты отмечают, что желание нынешнего Вашингтона «замолить грехи прежней администрации» и наладить отношения с мусульманским миром заставляет Иерусалим искать новых союзников, например Россию.

Следствием этого поиска стали заявления главы МИД Израиля Авигдора Либермана о том, что «сотрудничество с РФ достигло качественно нового уровня и должно выходить на следующий виток». А также то, что он подтвердил готовность Израиля участвовать вместе с РФ в подготовке к Московской конференции по Ближнему Востоку.

Текст: Алексей Тимофеев

About this publication