Islam, Russia and Obama

<--

Ислам, Россия и Обама

Николай Злобин, директор российских и азиатских программ Института мировой безопасности, Вашингтон, США

“Российская газета” – Федеральный выпуск №4928 (104) от 10 июня 2009 г.

Версия для печати

Президент США Барак Обама продолжает предпринимать значительные личные усилия, пытаясь исправить в мире имидж США, которому был нанесен большой ущерб внешнеполитическими действиями Джорджа Буша-младшего. Немало людей в самых разных странах даже полагают, что имидж Америки испорчен безнадежно и исправить его не удастся даже Обаме, который имеет глубокие личные корни, связывающие его с мусульманским миром.

Однако война в Ираке, унесшая жизни тысяч и тысяч жителей этой страны, секретные тюрьмы в разных частях мира, куда помещались подозреваемые в терроризме, зачастую без соблюдения элементарных юридических требований и норм, и которых, как выяснилось позже, там пытали, добиваясь информации, произвели отвратительное впечатление на мировое сообщество и надолго останутся в памяти. Еще недавние угрозы Вашингтона в адрес ряда мусульманских стран и организаций, общая подозрительность в отношении мусульманского мира, который все больше в США стал восприниматься в качестве геополитического противника Америки, повышенные контрольные требования к лицам мусульманского вероисповедания на границах только способствовали тому, что складывалось впечатление о том, что США находятся в состоянии войны с мусульманским миром.

Кроме того, значительное воздействие на американо-исламские отношения оказывали и продолжают оказывать близкие отношения между США и Израилем, право на существование которого в арабском мире ставится, мягко говоря, под вопрос. С самого начала существования израильского государства США оказывали ему большую помощь, а также колоссальную политическую поддержку. Как полагают многие в арабском мире, эта поддержка зачастую идет в ущерб интересам исламских стран, всего арабского мира. Израильско-палестинский конфликт многими воспринимается как американо-палестинский или, еще шире, как часть глобального американо-арабского, американо-мусульманского конфликта. США всегда стоят на стороне Израиля даже тогда, когда эта страна, по мнению ее противников, предпринимает неправомерные шаги, в том числе противодействуя созданию независимого палестинского государства.

Слов нет, Израиль является не просто близким военным и политическим союзником США, но практически единственным союзником в регионе. Это государство уже давно доказало свое право на существование и не нуждается, естественно, в разрешении на это со стороны арабских стран. Однако израильско-палестинский конфликт, с одной стороны, и непризнание права на существование Израиля, с другой, стали основой длительной нестабильности на Ближнем Востоке и важной причиной неприязни арабского мира по отношению к Вашингтону. Известно, что целый ряд террористических организаций совершали или планировали совершить удары по США и их интересам в мире под лозунгами борьбы за права палестинцев или в протест против поддержки Израиля.

Кстати, в самих США уже давно раздаются голоса о том, что, мол, Америка поддерживает Израиль слишком некритически и сама стала заложником израильской политики. Американцы в принципе не приемлют ситуации, когда внешнеполитическая свобода их рук оказывается связана с действиями или положением другой стороны, в данном случае Израилем, поэтому в Вашингтоне в последние годы росло число тех, кто считал, что политика США в отношении Тель-Авива требует корректировки в соответствии с требованиями национальной безопасности самих США, их глобальными интересами.

Отчасти эта критика была услышана еще администрацией Джорджа Буша-младшего, который поставил вопрос о создании государства на территории Палестинской автономии в практическую плоскость и говорил о том, что без создания независимого государства в Палестине и сосуществования его рядом с Израилем нельзя будет установить прочный мир на Ближнем Востоке. Он, надо признаться, достиг некоторого успеха в этом направлении, однако его понимание войны с терроризмом, а также оккупация Ирака американскими военнослужащими вызвали огромный протест в исламском мире, что стало непреодолимым препятствием для реализации этой политической задачи.

Джордж Буш оставил своему преемнику Америку в состоянии по крайней мере “холодной войны” с исламским миром, а весь мир в очень нестабильном, непредсказуемом состоянии, полным подозрительности, недоверия и взаимной враждебности. Мир, в котором Америку было модно и престижно критиковать, не любить и не уважать, стараться препятствовать реализации ее интересов и политики. Это сильно ударяло по национальной безопасности США, ее внешнеполитическим возможностям и авторитету. Именно поэтому вопрос восстановления американского имиджа для президента Барака Обамы стал не просто вопросом имиджа, а важнейшим политическим и военным.

Как известно, ключевым моментом в стратегии решения этой проблемы администрацией Обамы было выбрано выступление в Каирском университете, символе либерализма в арабском мире. Египет – важная страна во внешней политике США. Обама стал шестым президентом, посетившим его, повторив путь Франклина Рузвельта, Ричарда Никсона, Джимми Картера, Билла Клинтона и Джорджа Буша-младшего. А сам американский президент в своем первом интервью французским СМИ заявил, что “США и западный мир должны лучше узнать ислам. Если сосчитать, сколько американцев являются мусульманами, мы увидим, что США – одна из крупнейших мусульманских стран планеты”. Это особенно показательно, учитывая, что каждый десятый американец считает, что Барак Обама на самом деле сам является мусульманином.

Как известно, в своей речи президент США сказал, что Америка не находится в состоянии войны с мусульманским миром. Он прямо призвал к новой эре отношений США и исламского мира, подчеркнув, что “до тех пор пока наши отношения будут определяться нашими различиями, мы будем давать власть тем, кто сеет ненависть, а не мир, кто пропагандирует конфликты, а не сотрудничество”, заявил о праве Ирана на развитие мирной ядерной энергетики, но призвал его присоединиться к договору о нераспространении ядерного оружия, подтвердил намерение вывести войска из Ирака, и, что особенно интересно, заявил, что США не приемлют строительства еврейских поселений на палестинских территориях. Обама заявил о поддержке США создания независимого государства в Палестине.

Речь американского лидера и в самих США, и во всем мире восприняли по-разному. Одни считают, что Обама открыл новую эру в отношениях США с мусульманским миром, что крайне позитивно скажется на стабильности международной системы. Другие полагают, что Обама предал самого надежного союзника Америки – Израиль, что сильно ударит по безопасности самих США и сделает их более уязвимыми, ибо нельзя бросать верных друзей без последствий для себя. Третьи полагают, что ничего от этой речи не изменится, так как между словами Обамы и реальными изменениями в политике есть множество барьеров, на каждом из которых президентские усилия могут быть погашены. В любом случае все признают, что Обама пошел на решительный шаг в отношении исламского мира. Следующая большая поездка, которая ему предстоит, это поездка в Россию. Есть все основания надеяться, что новое мышление в Вашингтоне не ограничивается отношениями с мусульманами.

По крайней мере так это видится мне из Вашингтона.

About this publication