Hope Returns to Missile Defense in Washington

<--

ПРО в Вашингтоне вернули надежду

Глава Пентагона рассказал, в чем ему признались русские

о чем говорят

Владислав Воробьев

Из сказанного вчера главой Пентагона Робертом Гейтсом в комитете Сената США стало ясно, что теперь русские ему очень нужны. Без помощи Москвы американская ПРО, очевидно, так и останется дорогостоящим проектом. О чем Гейтс объявил практически открытым текстом.

У главы Пентагона сейчас наступили, наверное, самые тяжелые дни в его карьере. Ему нанесен колосcальный психологический удар. Ведь еще полгода назад он мог спокойно сказать в беседе с российскими журналистами, что на любые проекты его ведомства у США всегда найдется достаточно денег.

Теперь о таких заявлениях Гейтс может лишь мечтать. Многомиллиардные военные расходы продолжают оказывать все более пагубное влияние на американскую казну. В итоге Пентагону необходимо не просто экономить, а сокращать на корню все дорогостоящие начинания. Среди них особняком, безусловно, стоит проект по созданию третьего позиционного района ПРО в Восточной Европе.

Поставить крест на этой идее Вашингтон явно не может: слишком серьезный удар по имиджу Америки нанесло бы подобное решение. Но денег на строительство базы противоракет в Польше и переброску под Прагу радара, который сейчас эксплуатируется на атолле Кваджалейн, в проекте бюджета на 2010 год не преду смотрено. Отвечая на вопросы членов сенатского комитета, Гейтс, конечно же, попытался сделать вид, что у его ведомства до сих пор все “ол райт”. Он даже заявил: “У нас осталось еще достаточно средств на эти цели (строительство ПРО. – Прим. “РГ”), которые были выделены на 2009 финансовый год. Они позволяют покрыть необходимые расходы”.

Тем не менее одно очевидно: денег на строительство реальных объектов ПРО в Восточной Европе у Пентагона нет, и откуда их взять, никто в команде Гейтса, очевидно, не знает. Единственный реальный выход – договариваться с Москвой. И тут Гейтс вспомнил разговор с Владимиром Путиным. О чем не упустил возможность рассказать членам комитета. Когда именно состоялся их разговор, Гейтс, правда, не уточнил, но сказал, что тогда Путин еще был президентом России.

“Факт в том, что русские вернулись к нам и признали нашу правоту относительно возможной угрозы, исходящей от Ирана, они признались, что ошибались на этот счет. Я надеюсь, что мы можем опираться на это”, – рассказал Гейтс. При этом он не стал уточнять, откуда именно вернулась Россия, в чем Москва все же ошибалась и о какой правоте идет речь? Ведь в действительности именно российское руководство предлагало США не только вместе проанализировать угрозы, исходящие со стороны Ирана, но и в случае необходимости построить совместную ПРО с использованием Габалинской РЛС или новой Армавирской РЛС. Как раз об этих объектах далее вспомнил Гейтс, когда сообщил членам комитета, что теперь для сотрудничества с Москвой у Вашингтона есть все возможности: “Например, использовать радары в России и создать там центры по обмену данными”.

Между тем

В МИД России, очевидно, не станут поднимать стенограммы бесед и напоминать “забывчивым” американцам, кто в действительности что и когда предлагал. Важно другое – глава Пентагона Роберт Гейтс публично заявил, что администрация Обамы “очень заинтересована” в сотрудничестве с Россией по противоракетной обороне. Как раз этого и добивались российские дипломаты последние года полтора.

Опубликовано в РГ (Федеральный выпуск) N4929 от 11 июня 2009 г.

About this publication