Все участники официальных делегаций, с которыми я встречался во время и после визита Барака Обамы в Москве, – российские и американские – были приятно удивлены результатами визита. Признаться, я тоже. Сейчас уже очевидно, что обе стороны добились большего, чем ожидали.
Контроль над вооружениями, который имел 100%-е шансы умереть, останься республиканцы у власти в США, будет сохранен. Прозвучавшие цифры новых потолков ядерных вооружений (1500-1675 – для боеголовок и 500-1100 – для носителей) не выглядели революционными. Но это и хорошо: у будущего договора с такими параметрами будет немного противников в США и России (включая военных), его можно будет ратифицировать и воплотить в жизнь. В сочетании с подписанным соглашением о ядерной безопасности, препятствующим расползанию атомных технологий, тем самым подан важный сигнал для нераспространения и разоружения – первый за многие годы. Исключительное значение имеет тот факт, что Соединенные Штаты – опять же впервые за много лет – признали взаимосвязь наступательных и оборонительных стратегических вооружений. Это дает основания надеяться, что в решении по поводу создания системы ПРО, которое ожидается к концу лета, российские озабоченности будут учтены.
Соглашение по транзиту грузов, включая военные, в Афганистан, совершенно беспрецедентное, допускающее полеты американских военно-транспортных самолетов над нашей территорией в массовом порядке, было выработано за рекордные 6 недель. Это качественно улучшит положение войск антитеррористической коалиции в борьбе с талибами, в чьем поражении Россия заинтересована ничуть не меньше (если не больше) других.
Обама удивил. От него ожидали скорее “харизматического наступления” в ущерб существу отношений. Оказалось, что Обама не столько харизматик (по этому параметру он вряд ли превосходит даже Джорджа Буша-младшего), сколько интеллектуал. Он импонировал умом, безупречным самоконтролем и особенно – умением и желанием слушать и слышать. Президент Дмитрий Медведев беседовал с ним, по существу, несколько часов – гораздо больше, чем президенты двух стран когда-либо общались. Два с половиной часа говорил с Обамой премьер Владимир Путин, доведя до американского президента российские оценки упущенных возможностей в двусторонних отношениях с начала века. Раньше наши оценки происходящего в отношениях либо никого не интересовали, либо вызывали раздражение.
Обама продемонстрировал на редкость уважительное отношение к России. Он – первый президент США, который говорил о вкладе нашей страны в развитие мировой и американской цивилизации – на церемонии вручения дипломов в Российской экономической школе. Там же прозвучал малоизвестный факт: родители Обамы познакомились в Гавайском университете на занятиях… по русскому языку.
Там же американский лидер заявил об уважении к государственному суверенитету, к самостоятельному выбору народов, пусть даже в этом контексте прозвучали также Украина и Грузия. В последние годы Вашингтон объявлял суверенитет анахронизмом, отстаивая свое право на вооруженное и иное вмешательство. А Вестфальскую систему, основанную на системе суверенных государств, еще пару лет назад не хоронил в Америке только ленивый.
На российскую сторону Обама произвел очень неплохое впечатление. Его восприняли как человека, который не отягощен мышлением “холодной войны”. Таких в политической элите Запада до сих пор вообще сложно встретить.
“Химия” между президентами двух стран возникла. Но неплохие личные отношения лидеров были и раньше, что не мешало ухудшению отношений межгосударственных. Сотрудничество было слишком верхушечным, неглубоким, не пускало корни в госструктуры, где работали, скорее, на разрыв, чем на сближение. Ситуация меняется. Во-первых, похоже, Обама контролирует свою собственную бюрократию куда сильнее, чем Буш, который небольно переживал, когда “хвост вилял собакой”. Сигнал на улучшение отношений прошел вниз по административной цепочке в Вашингтоне и был воспринят. Во-вторых, создана инфраструктура партнерства, которая явно превосходит свою предшественницу 1990-х годов – комиссию Гора-Черномырдина. Сейчас комиссию возглавили два президента, и в ней дюжина подкомиссий во главе с самыми авторитетными официальными лицами, которым поручено работать на сближение, и они обязаны будут это делать.
Конечно, крупные проблемы двусторонних отношений не ушли. Главные из них – соперничество на постсоветском пространстве, не отмененные планы расширения НАТО, неясности с системой ПРО и “возвратным потенциалом” (с судьбой снимаемых с боевого дежурства ядерных боеголовок). Что изменилось с визитом Обамы – это настроение. Оно поменяло знак. Настрой стал позитивным. Перезагрузка началась.
Однако всякий, кто знаком с компьютером, знает, что нажатие на кнопку “перезагрузка” возвращает программу к некоему исходному состоянию, к статус-кво анте. Был ли раньше в двусторонних отношениях такой статус-кво, к которому хотелось бы вернуться? Вряд ли.
Компьютеру нужны серьезный апгрейдинг и смена оперативной памяти. Одной перезагрузкой не обойдешься.
Leave a Reply
You must be logged in to post a comment.