The First in the Circle

<--

В круге первый

Президент США вернул “лидерские” настроения американцам

Евгений Шестаков

“Российская газета” – Федеральный выпуск №5097 (18) от 29 января 2010 г.

Версия для печати / сохранить материал

Свое первое официальное обращение к нации “О положении в стране” президент Барак Обама посвятил будущему. Возможно, поэтому речь Обамы в конгрессе, которая продолжалась почти полтора часа, не менее 10 раз прерывалась аплодисментами.

Будущее американский лидер рисовал исключительно светлыми красками. Прошлое – в основном черными. Но при этом Обама не уставал повторять: самые трудные времена остались позади. Президент не называл себя спасителем экономики, банковской системы и международного престижа Америки. Но эта мысль очевидно звучала в отточенных многочисленными экспертами формулировках выступления главы государства.

От покаяния, которое Обама позволил себе в юбилейном – год у власти – телеинтервью, не осталось и следа. Тогда президент говорил о том, что вместе с ближайшим окружением слишком увлекся “выработкой политики” и принятием “взвешенных, рациональных решений”. И несколько утратил навык “прямого обращения к американскому народу по поводу его коренных ценностей”, что привело к “отчуждению” избирателей. Главный политстратег президента Дэвид Аксельрод сделал выводы. Перед выступлением Обамы в конгрессе он обещал, что хотя стержень политической линии Белого дома меняться не будет, о тактике все же придется призадуматься.

Речь Обамы – те самые изменения в тактике, которых от него ждали избиратели. “Экономический шторм прошел”, – заявил президент, обращаясь к американцам. О причиненных “непогодой” разрушениях он упомянул вскользь, как о деле несущественном и давнем. “Наши усилия по предотвращению второй Великой депрессии добавили к нашему государственному долгу еще триллион долларов”, – с легкой самоиронией пояснил Обама свои действия во время кризиса. Одновременно ответив тем самым на упреки политических противников, обвинивших главу государства едва ли не в приверженности социализму. Многих в Америке напугала та расточительность, с которой Белый дом раздавал деньги налогоплательщиков.

В своем обращении президент попытался восстановить утерянный в последние месяцы “живой контакт” с избирателями. Его речь – не столько разговор “технократа” о глобальных проблемах экономики, сколько перечень мер, способных вселить уверенность в будущем в простых американцев.

Конечно, глава государства не удержался, чтобы еще раз не пройтись по банкам, которые спровоцировали кризис. Обама признался, что “ненавидит” помощь, оказанную крупным финансовым учреждениям, но без нее “безработица была бы в два раза выше сегодняшнего показателя”.

Преодолеть дефицит доверия (за последние полгода личный рейтинг президента упал на 10 процентов) Обама намерен с помощью жесткой экономии на необязательных государственных программах и увеличении расходов на социальные нужды. Нет смысла перечислять все предложения, которые прозвучали в обращении. Подавляющее большинство из них призвано с помощью изменений в налоговой системе оживить экономику, повысить заинтересованность работодателей в создании новых вакансий. “1,5 млн рабочих мест до конца года” – цель, озвученная Обамой. С 2011 по 2013 год будут снижены расходы бюджета. В то же время без изменений останутся суммы, выделенные на оборону, обеспечение ветеранов, помощь зарубежным государствам и национальную безопасность.

В разделе долгосрочных проектов Обама подробно остановился на планах создания “чистой энергетики”. Но опять же немедленно связал эти вопросы с появлением в стране новых рабочих мест.

О международной политике президент говорил только девять минут. В основном о выводе войск из Ирака и продолжении военной операции США в Афганистане, где, по мнению Обамы, американцев “ждут трудные дни”.

Ничего нового не сказал Обама о ситуации вокруг ядерных программ Ирана и Северной Кореи. Он ограничился удобным, а главное, привлекательным для избирателя тезисом о наличии у Белого дома союзников, готовых поддержать введение против этих стран новых санкций.

В связи с подготовкой договора о стратегических наступательных вооружениях между Москвой и Вашингтоном Обама упомянул важность диалога с Россией, перезагрузку в отношениях с которой администрация США относит к числу своих наиболее важных достижений.

Но все же международная тематика отошла на второй, если не на третий план на фоне того экономического и в немалой степени психологического натиска, который Обама обрушил на избирателей. Большинство экспертов не сомневаются: речь президента США, призванная вернуть лидерские настроения всем без исключения американцам, понравилась не только законодателям.

About this publication