The American Version of a Nuclear-Free Spring

Edited by Amy Wong


<--

Безъядерная весна по-американски

Мэлор Стуруа (Вашингтон)

12 апреля в Вашингтоне открывается саммит по ядерной безопасности, в котором примет участие президент России Дмитрий Медведев.

В Вашингтоне проходит фестиваль цветения вишни. Городской журнал опубликовал на обложке фотографию американской девочки в японском кимоно. Фото сопровождается таким текстом: “Спасибо тебе, Япония, за цветение вишни, за красоту и дружбу”. Невольно вспоминаешь, что 65 лет назад на Хиросиму и Нагасаки упали американские атомные бомбы. Так начался ядерный век. Не будь этого, не было бы и нынешнего саммита.

В нем будут участвовать главы государств и правительств 47 стран. Вопрос о том, кто приедет, вызывал здесь большие тревоги. Особенно волновало, примет ли участие председатель КНР Ху Цзиньтао, обиженный на то, что президент США Барак Обама принял далай-ламу, а Тайвань получил от Америки новые самолеты. Китай возмутило еще и то, что министерство финансов США должно было в своем докладе объявить его “валютным манипулятором”. Однако по приказу из Белого дома эту фразу из доклада министерства финансов изъяли, и вот Ху Цзиньтао прибывает в Вашингтон.

Но зато в столице США не будет премьер-министра Израиля Биньямина Нетаньяху. Он решил послать вместо себя одного из министров своего кабинета. Нетаньяху не хочет светиться на саммите, посвященном нераспространению. И это вполне понятно. Его появление здесь подчеркнуло бы, что Израиль – ядерная держава. По некоторым данным, у этой страны 80-90 ядерных боеголовок. По другим – даже 200. Как известно, это государство не подписало договор о нераспространении ядерного оружия. Кроме того, Тель-Авив опасается, что арабские государства могут предложить объявить Ближний Восток безъядерной зоной, а это означало бы давление мировой общественности на Израиль.

Новое соглашение по СНВ, которое подписали 8 апреля в Праге президенты Дмитрий Медведев и Барак Обама, дает хороший старт саммиту в Вашингтоне. Ядерные державы, в первую очередь Россия и Соединенные Штаты, получают моральное право отстаивать идею нераспространения ядерного оружия.

Впрочем, уже сейчас этот договор встречен в штыки руководством республиканской партии США. Для его ратификации необходимы две трети голосов сенаторов. А это означает, что – при нынешнем раскладе в верхней палате конгресса – партии Обамы необходимы как минимум восемь голосов республиканских сенаторов.

Лоббирование только что подписанного договора уже началось. Козырь демократов состоит в том, что сенатор-республиканец Ричард Лугар, главный представитель своей партии в комитете по иностранным делам, выступает за ратификацию. К процессу проталкивания договора Белый дом подключил даже Джорджа Шульца, бывшего государственным секретарем при президенте Рональде Рейгане. Несмотря на то что республиканские сенаторы еще не ознакомились ни с 17 страницами договора, ни с 165 страницами протокола, приложенного к нему, они уже заявляют, что президент Обама пошел на “умиротворение” Москвы.

Как ожидается, документ поступит в сенат на ратификацию где-то в начале мая. Президенту Обаме приходится отбиваться не только от внутренних противников-республиканцев. Не успели высохнуть чернила на договоре, подписанном в Праге, как целый ряд восточноевропейских государств – членов НАТО стали требовать от Обамы подтверждения того, что он “не выдаст их Москве”.

Не все ладно и с разрекламированным Белым домом обзором состояния ядерного арсенала Соединенных Штатов. Как известно, в нем говорится, что Америка не будет создавать новые ядерные боеголовки и проводить их подземные испытания. Считается, что этот пассаж отражает философию президента Обамы. Но вот что заявил высокопоставленный генерал Джеймс Картрайт: это не исключает установку “новых ядерных компонентов” на старых боеголовках. Как считают эксперты, такая оговорка открывает “опасные шлюзы”. Задача апрельского саммита в том, чтобы конкретизировать это “общее место”.

О том, что в Вашингтоне пройдет важное событие, свидетельствует многоязычие главных гостиниц. Одни отели изъясняются по-французски, другие – по-немецки, третьи – по-китайски. По-русски заговорил отель “Сент-Реджис”, расположенный на 16-й улице в равноудалении от Белого дома и резиденции российского посла. “Сент-Реджис” заняла российская делегация. Здесь же будет жить и президент Дмитрий Медведев.

About this publication