Big Games with Small Players

<--

БОЛЬШИЕ ИГРЫ С МАЛЕНЬКИМИ

Рустан РАХМАНАЛИЕВ: “Американцам и россиянам выгоден экономический расцвет кыргызского юга”.

“Момент, когда международная комиссия по расследованию ошских событий напишет в своем отчете слова “этническая чистка”, станет не только началом конца Кыргызстана, но и Центральной Азии в целом. Считайте, что процесс этот неминуем и остановить его может разве чудо, а никак не мэр Оша”, — человек, который буквально ошарашил меня этим заявлением, — профессор, академик РАЕН, доктор исторических наук, доктор философских наук, почетный доктор военных наук, автор фундаментального исторического труда “Империя тюрков: великая цивилизация” Рустан РАХМАНАЛИЕВ. Разговор, который касался “самостийного” решения ошских депутатов и градоначальника Мелисбека Мырзакматова не пускать в “южную столицу” полицейских ОБСЕ, принятого ими вопреки намерениям центральной власти, неожиданно для нас самих “трансформировался” в интервью, вышедшее далеко за “границы” маленькой республики.

— Однажды я выступал с докладом на одном из “круглых столов”, посвященном российско-китайским отношениям, — Рустан Рахманалиевич начал издалека. — В ходе доклада я озвучил кое-какие цифры, нелестные для китайской стороны. Ну, например, сказал, что ежегодно из-за пылевых бурь в стране, причиной которых являются катастрофические по масштабам эрозийные процессы, в воздух поднимается до 50 тысяч тонн пыли. Она разносится ветром в сторону Южной Кореи, Японии, доходит даже до Калифорнии, в результате чего Поднебесная не только губит свою экологию, но и превратилась в одного из “лидеров” по загрязнению мировой атмосферы. Один из китайских профессоров очень болезненно отреагировал на мое выступление, причем подоплека негативного посыла была оригинальной: да что это, мол, вообще за страны такие — Кыргызстан, Таджикистан, Узбекистан, Туркменистан?! Для Китая они временное явление, поскольку в скором будущем все равно окажутся под чьим-нибудь протекторатом, а все туда же — предъявляют претензии великой державе!

— Под чьим конкретно протекторатом?

— Это не принципиальный вопрос. Если говорить о центральноазиатских республиках с их нынешним полуфеодальным строем, то они и так в течение сотен лет находились под чьим-то протекторатом. Что их лидеры смогли доказать за последние 20 лет так называемой независимости? Только свою несостоятельность в вопросах долгосрочного государственного управления. Население этих стран регрессировало в экономическом, интеллектуальном, духовном смыслах. Что касается конкретно псевдодемократического Кыргызстана, то о какой бы форме правления мы ни говорили — президентской или президентско-парламентской, — здесь она была одна — семейно-клановая. Азиатские государства иначе не могут. Чем это объясняется? Отсутствием интеллектуального базиса, политической культуры, наличием особенной философии жизни, которая кардинально отличается от проповедуемой в истинно демократических странах. Добавьте к этому тот факт, что центральноазиатские лидеры унаследовали худшие черты советских партноменклатурщиков. Поэтому, возвращаясь к трагическим событиям в Кыргызстане, скажу, что они, как ни парадоксально это звучит, служат началом благого дела — масштабного процесса смены политэлит, который неизбежен в постсоветских центральноазиатских республиках. Образно говоря, политический ландшафт региона будет подвергаться серьезным тектоническим изменениям.

— А в прямом смысле эти тектонические изменения произойдут? Ошская трагедия, как утверждают некоторые местные эксперты, является первым шагом к “перекройке” границ между КР и РУз…

— Подобную “экспертную” оценку можно назвать местечковой, придворной, а значит — примитивной. Я говорю о той глобальной геополитике, о тех процессах, которые описал, к примеру, Питер Хопкирк в своей книге “Большая игра против России: Азиатский синдром”. Англосаксонцы (англичане и американцы) воюют за ЦА в течение уже 250 лет. В начале XIX века борьба за влияние в регионе между Российской и Британской империями закончилась победой русских: повторюсь, что Средняя Азия долгое время находилась под “крылом” царской России, затем вошла в состав СССР. Распад союза послужил толчком к началу новых многоходовок в Большой игре — теперь уже со стороны Евросоюза (который ничего не делает без консультаций с США) и РФ. Хотя нынче более активным игроком, чем РФ, на этом поле видится Китай.

— Но заместитель американского госсекретаря Роберт Блейк буквально несколько дней назад заявил: США не считают, что какая-либо страна имеет эксклюзивное право на влияние в Центральной Азии, поэтому ни с каким государством в этом плане не конкурируют, зато “работают с Узбекистаном, Казахстаном и Россией по предотвращению насилия на юге Кыргызской Республики”.

— Какая наивность! Всякие заместители, помощники заместителей, равно как и пресс-секретари с пресс-службами на то и существуют, чтобы дезинформировать население — вам ли этого не знать? Блейк как бы говорит: ну что вы, господа, мы никого локтями не расталкиваем, мы не конкурируем, а сотрудничаем. Хотя он прав — в определенном смысле. Да, не конкурируют — по той простой причине, что им не с кем конкурировать. Россия, как ни странно, в данном случае нашла “консенсус» с Америкой — две державы “скооперировались”, чтобы сдерживать растущую мощь того же Китая. Эксперты прогнозируют, что лет через пять КНР станет мировым лидером по объему промышленного производства, а это автоматически приведет к смещению геополитических акцентов — Поднебесная “догонит, перегонит” и заменит США на лидерском пьедестале. Американцы прекрасно это понимают и делают все от них зависящее, чтобы этого не произошло. Вот те же талибы — показательный пример. На самом деле “Талибан” — абсолютно управляемое движение. При желании американцы уничтожили бы его за две недели. Но им это не нужно, потому что талибы держат регион в напряжении, тем самым, изолируя Китай от персидской нефти и газа. Россияне, в свою очередь, тоже понимают, что недееспособны, потому ничего существенного и не предпринимают.

— То есть одна из главных целей политики США в отношении Центральноазиатского региона — прозападное переориентирование его стран. Но как в этом случае поведут себя наши политики? “Местечковые”, как вы их называете, эксперты, уверяют, что предстоящие парламентские выборы — это своего рода конкурс на “пророссийскость”.

— А я вас уверяю, что наша политэлита очень тесно связана с западными спецслужбами. На словах местные политики могут сколько угодно признаваться в любви к России и клясться в вечной дружбе с ней же, но на деле это политический блеф. Искренних взаимоотношений нет и не будет. Хотя в данном случае можно отметить уникальность ситуации: электорат хочет дружбы с Россией (многие наивно мечтают о воссоединении с ней), а политики не хотят. Иные даже обвиняют ее в имперских амбициях. Однако на все — скрытые и открытые —претензии руководителей различных государств к России у меня есть один аргумент: сегодня там работают около 11,5 млн. гастарбайтеров (это неофициальные цифры, официальные гораздо ниже). Из них 7 млн. узбеков, 1,5 млн. кыргызов, таджики, туркмены и так далее. Представьте, если за последние 10 лет каждый из них отправлял на родину примерно по 2 тысячи долларов ежегодно, то всего в эти страны поступило свыше 200 млрд. долларов. Конечно, России выгоден приток дешевой рабочей силы, но если бы гастрабайтерам некуда было уезжать на заработки, революции у нас происходили бы каждый год.

— Относительно спецслужб. Олег Платонов в одном из своих трудов приводит фразу Дизраэли: «Миром управляют не те, кто играет на сцене, а те, кто находится за кулисой” — и выводит термин “мировая закулиса” — некий союз агентов влияния Запада, которые работают на Мировое правительство, состоящее из нескольких сотен человек, обладающих огромной властью по принятию глобальных решений в вопросах международной политики, экономики и культуры. Так вот он утверждает, что Роза Отунбаева в бытность послом США являлась членом совета при председателях Мирового Форума данного правительства.

— Я читаю все труды Олега Платонова и уважаю это человека. Очень компетентный, высокообразованный специалист… Однако в его книгах и статьях сквозит русский шовинизм. Так что верить всему, что он пишет, не стоит. Роза Отунбаева — личность, конечно, интересная, но в мировом масштабе мелковатая. Не обладает она необходимым политическим влиянием для того, чтобы ее включали в состав каких-то мировых структур.

— Ну а вообще, такое мировое правительство не мистификация?

— Ну, если бы и его и не было, то надо было бы создать.

— Для чего? Для регулирования численности населения?

— Да нет, для формирования механизма глобального планирования и долгосрочного перераспределения ресурсов.

— Хорошо, вернемся к Кыргызстану. Вы сказали, что Россия в силу своей недееспособности самоустраняется от региона или, по крайней мере, сводит свое влияние здесь к минимуму. Какую же роль в судьбе Кыргызстана и вообще Центральной Азии будут играть такие организации, как ШОС, ОДКБ, ЕврАзЭС?

— А они что, сейчас играют какую-то заметную роль? В состоянии остановить межэтнический конфликт в странах-партнерах, обеспечить бескровное урегулирование ситуации, вообще как-то повлиять на нее? За исключением ШОС (и то лишь потому, что в ней представлен Китай), эти организации совершенно бессмысленные, дутые, бюрократизированные. ОДКБ — вообще сборище генералов-попандопул. На содержание этих бесполезных структур уходят бешеные деньги, разогнать их надо…

— Зачем же Россия при таком раскладе “делегировала” сюда своего спецпредставителя?

— Если говорить конкретно о сенаторе от Архангельской области Владимире Рушайло — понятия не имею. Вы знаете, московская пресса тоже этим вопросом задается: почему Рушайло, который в принципе не специалист по Кыргызстану или по Средней Азии? Ну, учился когда-то вместе с Куловым, ну и что? Вот в Госдуме есть такой полковник запаса Семен Багдасаров, работал начальником Управления по сотрудничеству с Узбекистаном, Таджикистаном и Туркменистаном Министерства по делам СНГ (Минсотрудничество РФ), имеет хорошие отношения с рядом политических и религиозных лидеров Ближнего Востока, Центральной Азии, является автором более 100 публикаций по проблемам ислама, Центральноазиатского региона, владеет дари (официальный язык Афганистана) и узбекским. Прекрасная кандидатура на роль спецпредставителя, не находите? А посылают Рушайло. В около правительственных кругах муссируются, конечно, разные версии на сей счет. Говорят, например, что Борис Березовский влил в экономику Кыргызстана через Максима Бакиева, Евгения Гуревича, Валерия Белоконя хорошие деньги, которые он потерял “благодаря” случившемуся госперевороту. Вот Рушайло, водивший дружбу с Березовским, и приехал сюда — вытащить хоть какие-то средства. А вообще меня, пророссийского человека, удивляет нынешняя инфантильность и индифферентность российского руководства по отношению к ЦА, особенно, если учесть, сколько сил и средств было вложено сюда Москвой. Сворачивая здесь свои позиции, Россия тем самым подталкивает центральноазиатские республики к “дрейфу” в сторону США. Для самих республик это, может, и хорошо. А вот для России?

— Хорошо для республик? Люди, протестующие против сил ОБСЕ и международного расследования причин недавних трагических событий на юге, пророчат нам едва ли ни повторение косовского сценария, когда решением международного суда ООН была подтверждена легитимность одностороннего отделения края. Насколько реальны эти прогнозы?

— В истории ничего не происходит дважды. Все промахи, допущенные в Косово, будут учтены. Ситуация будет совершенно иная. Штатам выгоден абсолютный экономический расцвет кыргызского юга. Сколько Запад обещал сюда вложить? Миллиард долларов? Они будут вкладывать и 10, и 20 миллиардов. Через несколько лет мы не узнаем Ош — это будет что-то вроде Сингапура или Малайзии.

— С чего бы такая щедрость?

— С того, что это позволит США контролировать, наряду со Средней Азией, Иран, Пакистан, Афганистан, Индию, Монголию. Про последнюю, кстати, все забывают, а она имеет огромное стратегическое значение в геополитическом плане. Кроме того, с точки зрения экономики, Центральная Азия — регион с благоприятным климатом, обеспечивающий при грамотном подходе хорошие урожаи ценнейших культур. Плюс колоссальные месторождения нефти и газа, урана, редких и драгоценных металлов, включая золото. Регион стоит и не таких вложений.

— Ну, хорошо. Из юга сделают Сингапур, а что с севером?

— И северу кое-что перепадет. Хуже, чем есть, все равно не будет. Понимаете, когда я слышу фразу “права человека в Центральной Азии”, мне становится смешно. Какие права? О чем вы вообще? Для нашей политэлиты мы не люди, потому что с людьми не обращаются так, как с нами обращались в течение последних 20 лет. Мы для руководителей страны рабочая сила, навоз, хлам. Чем занимаются лидеры государства? Планомерным истреблением собственного народа. Приходят к власти, начинают по триста раз переписывать Конституцию, а зачем? Есть элементарные заповеди, из которых для правителей главная — не укради. Что у нас?

— Давайте о “сингапурских” перспективах. Вы такую, прямо скажем, сказочную картинку нарисовали. Отчего же, к примеру, ошский мэр Мырзакматов (патриотом себя считает, между прочим, и националистом одновременно) категорически против введения внешних сил? Не желает блага своему народу? Или просто не знает, какое волшебное будущее ждет юг?

— Во-первых, протекторат любой страны для представителей нашей прогнившей политэлиты равнозначен экономической гибели. Их же за уши оттащат от кормушки. А во-вторых,… ну кто такой Мырзакматов? Судьба Кыргызстана решается не в Ошском горкенеше и даже не в Бишкеке, а гораздо выше. Хочет этого Мырзакматов или нет, полицейские ОБСЕ в Ош войдут.

— Известно, что в Кыргызстане сформирована своя национальная комиссия по расследованию июньских событий, которую возглавляет Абдыганы Эркебаев. Как вы полагаете, что произойдет в том случае, если результаты работы данной комиссии будут отличаться от результатов работы международной?

— Я Эркебаева знаю — мелкий во всех смыслах чиновник. Врядли у него хватит смелости сфальсифицировать какие-то факты. К тому же в распоряжении российских спецслужб имеются 1600 фото, 400-минутный документальный фильм, более 3000 файлов, раскрывающих реальную картину происходившего. Если национальная комиссия что-то утаит, эти документы будут ей предъявлены.

— Наши эксперты предупреждают, что парламентские выборы могут привести к новым беспорядкам. Как вы полагаете, насколько верны эти прогнозы?

— Я считаю, в данном отношении населению беспокоиться не о чем. Партии друг дружку “помочат” — словесно, не более того. Каковы бы ни были результаты выборов, международное сообщество их признает: в этом заинтересованы и США, и Европа, и Россия. Потому что начинать вливание средств, которое поможет стабилизации обстановки, а значит, и решению других более долгосрочных задач, можно только через новоизбранный парламент. В общем, все, что ни делается, к лучшему: войдут ли американцы или европейцы — не страшно. Гораздо страшнее будет — при нынешней повальной деградации нашего населения, — если никто не войдет.

“МК Азия” 05.08.2010

About this publication