Why the U.S. Dislikes Sarkozy

<--

Вот уже неделю, как ведущие англо-американские СМИ атакуют французского президента, обвиняя в неблагодарности и чуть ли не предательстве трансатлантической дружбы с главным союзником – Америкой. И все эти собаки вешаются на Саркози всего лишь за его готовность… облечь идею стратегического союза Европы с Россией в нечто более предметное, чем надоевшие всем пустые декларации.

Американцы опасаются, что Саркози может озвучить новую инициативу уже на предстоящей 18-19 октября во французском Довиле тройственной встрече с президентом Дмитрием Медведевым и канцлером Ангелой Меркель.

Особенно раздражает американскую дипломатию то обстоятельство, что возможные инициативы Саркози зазвучат в унисон с ранее сделанными предложениями Медведева

Согласно The New York Times, речь идет о создании “единой зоны сотрудничества в области экономики и безопасности, которая позволит сблизить Россию и Европу вне рамок Организации Североатлантического договора”. То есть без участия США? Да как они посмели! Именно последнее обстоятельство и вызвало праведный гнев в Вашингтоне. “Интересно, с каких это пор вопросы европейской безопасности перестали касаться Америки и будут решаться между Европой и Россией?” – цитирует газета высокопоставленного американского дипломата на условиях анонимности.

Особенно раздражает американскую дипломатию то обстоятельство, что возможные инициативы Саркози зазвучат в унисон с ранее сделанными предложениями Медведева по новой архитектуре европейской безопасности. В Вашингтоне к ним отнеслись скептически, заявив устами госсекретаря Хиллари Клинтон, что не согласятся на меры, которые ослабят НАТО и поставят под сомнение приоритет трансатлантической коллективной обороны перед любыми другими обязательствами союзников. Нечего, мол, огород городить с договорами и форматами. Если хотите с Западом сотрудничать, то надо полностью подчиниться трансатлантическим правилам поведения, которые пишутся, как известно, в Белом доме.

Только теперь выходит, что если европейцы и вправду решатся заключить с Москвой юридически обязывающий договор о схеме предупреждения военных конфликтов, то потенциальные и существующие разногласия будут решаться через отлаженный механизм переговоров и срочных консультаций. И что тогда американцы-то будут делать в Европе? Кого от кого охранять?

Но так далеко в будущее континента никто из довильской тройки и не заглядывает. И даже не пытается. Наоборот: и Париж, и Берлин, и даже Москва на сегодня готовы работать со Штатами по всем ключевым аспектам международных отношений. Тем более в борьбе с терроризмом. Только вот НАТО накануне исторического саммита, принимающего новую стратегическую концепцию, оказалось не готово рассматривать Россию как равного себе партнера в деле обеспечения глобальной безопасности. Потому и трансформация Совета Россия-НАТО в эффективный инструмент предупреждения конфликтов и военного партнерства что-то откладывается. Так почему же не попытаться отладить такой механизм для начала с Евросоюзом?

Стоит припомнить, что восстановление всего комплекса отношений с Москвой начали сами американцы с приходом Барака Обамы. Ведущие европейские страны делают сейчас попытку наверстать упущенную инициативу в наведении мостов с восточным соседом в такой деликатной сфере, как безопасность. Да и не только.

Россия нужна и в Афганистане, и в Средней Азии, и в ближневосточном урегулировании, и на постсоветском пространстве. Так зачем вставлять палки в колеса Берлину и Парижу, которые всего лишь следуют в кильватере американской внешней политики? Или Госдепартамент США оформил мировую монополию на “перезагрузку” с Москвой и не хочет делиться с союзниками дефицитным товаром?

Есть же и более прозаичное объяснение ревности Америки к старушке Европе, заподозренной в сепаратном сближении с Москвой. Зарождающееся “общее пространство экономики и безопасности” предполагает для начала продажу российской стороне французского вертолетоносца “Мистраль”, а следом, возможно, и другой военной техники. Тех же, кто опоздал с пересмотром своих антироссийских предрассудков времен “холодной войны” на перспективный рынок, могут потом не пустить. Вот и раздаются в англосаксонской прессе возмущенные окрики в адрес предприимчивого лидера Франции, который не боится в разгар кризиса планировать самостоятельные прорывы в европейской “ост политик”.

About this publication