Прав тот, у кого больше поправок
Госдума РФ во втором чтении вчера одобрила законопроект о ратификации российско-американского Договора о сокращении стратегических наступательных вооружений (СНВ). И на сопроводительные резолюции американского сената к этому документу депутаты ответили своими поправками к законопроекту. Главная из которых гласит, что договор может быть расторгнут в случае развертывания США системы ПРО. За последние десять лет не было случая, чтобы подписанный президентом РФ международный договор принимался депутатами с какими-либо оговорками.
Российские думцы, очевидно, вдохновленные тем, какие жаркие дебаты в конце прошлого года вызвал в американском сенате договор СНВ, также решили обстоятельно подискутировать на эту тему. Рассмотрение во втором чтении законопроекта “О ратификации Договора между РФ и США о мерах по дальнейшему сокращению и ограничению стратегических наступательных вооружений” заняло вчера не один час, прежде чем документ был одобрен большинством в 349 голосов (против — 57, воздержались — 2). За спорами парламентариев наблюдали главы МИДа и Минобороны РФ Сергей Лавров и Анатолий Сердюков.
Перед тем как вынести документ на голосование, глава думского комитета по международным делам Константин Косачев разъяснил коллегам, почему им всем нужно проголосовать за предлагаемый договор в том виде, в котором он подписан президентами США и РФ. По его словам, депутатам не следует обращать никакого внимания на те сопроводительные резолюции к СНВ, которые принял американский сенат. В них, напомним, среди прочего содержатся требования к Белому дому об исполнении уже принятых и утвержденных законодательно планов развития системы ПРО США.
“Я могу официально подтвердить: мы не признаем верховенство деклараций американского сената по отношению к нашим решениям. Более того, в том ратификационном пакете, который, я надеюсь, в конечном итоге проголосует Госдума, констатируется, что одностороннее понимание США отдельных положений СНВ не меняет юридических обязательств США по договору и не налагает на РФ дополнительных обязательств”,— заявил Константин Косачев.
Глава думского комитета рассказал и о том, какими поправками по инициативе партии “Единая Россия” было решено снабдить договор. В них, во-первых, как и в преамбуле самого СНВ, вновь повторяется тезис о взаимосвязи стратегических наступательных и стратегических оборонительных вооружений. “Там же мы говорим о распространении действия договора об СНВ на любые стратегические наступательные вооружения. Здесь отсутствует термин “ядерные”, что означает и стратегические вооружения в неядерном оснащении”,— сообщил парламентарий, не уточнив, впрочем, как добиться исполнения этого желания от американской стороны.
Самой принципиальной единороссы считают поправку, в которой прописаны условия, при которых Россия может выйти из еще не вступившего в силу договора. “Здесь мы говорим о развертывании США, другими государствами или группой других государств системы противоракетной обороны, способной существенно снизить эффективность стратегических ядерных сил РФ,— объявил господин Косачев и даже для ясности повторил еще раз: — Мы говорим о принятии США либо другими государствами решений в области военного строительства либо иных решений, которые могут создать угрозы национальной безопасности РФ”.
Таким образом, “Единая Россия”, по сути, сделала ответственными за выполнение Москвой нового СНВ не только США, но и страны, входящие в НАТО, поскольку, как известно, именно с ними Вашингтон обсуждает вопрос о развертывании системы ПРО в Европе.
Депутаты остальных партий поинтересовались у главного докладчика по договору, как относиться к резолюции сената США, гласящей, что прописанная в преамбуле СНВ увязка наступательных вооружений с оборонительными, не налагает обязательств на стороны. Господин Косачев на это емко ответил, что американский закон имеет силу для американского президента, а для “нашего президента юридическую силу будет иметь наш закон “О ратификации договора об СНВ””. Это можно было понять и так, что и внесенные думцами поправки со всяческими увязками точно так же должны мало беспокоить Вашингтон, как американские — Москву.
В результате дискуссий даже коммунисты, с самого начала критикующие договор СНВ за то, что он не соответствует российским интересам, высказались за то, чтобы проголосовать поправку единороссов. “Предлагаю проголосовать поправку, так как она не ухудшает плохой договор”,— призвал коммунист Леонид Калашников.
Третье чтение договора состоится 25 января. После чего у Дмитрия Медведева будет 14 дней на то, чтобы изучить законопроект о ратификации и подписать его. “Думаю, в конце января — начале февраля договор будет подписан президентом”,— заявил господин Косачев в эфире телеканала “Россия 24”. Если это произойдет, новый договор вступит в силу спустя девять месяцев после того, как в апреле прошлого года президенты Барак Обама и Дмитрий Медведев в Праге поставили под ним свои подписи. То есть срок, который понадобился для ратификации документа, оказался сопоставимым со временем, которое понадобилось для работы над ним.
Leave a Reply
You must be logged in to post a comment.