Retain and Modernize

<--

Сохранить и модернизировать

Госдума приняла в третьем — последнем — чтении законопроект о ратификации Договора о сокращении стратегических наступательных вооружений СНВ-3. К нему прилагаются два заявления — «для внешнего» и «для внутреннего» пользования.

За законопроект о ратификации ДСНВ-3 высказались 350 депутатов, против — 96, один воздержался. Известно, что не поддержали его депутаты от КПРФ и ЛДПР. Теперь процедура ратификации продолжится в Совете федерации.

В рамках документа в юридически обязывающей форме зафиксирована взаимосвязь между стратегическими наступательными и стратегическими оборонительными вооружениями. Кроме того, при его подписании российская сторона выступила со специальным заявлением о возможности выхода РФ из договора в том случае, если масштабы системы ПРО США создадут угрозу национальным интересам России.

Этот договор был подписан в апреле 2010 года в Праге президентами России и США. В соответствии с документом Москва и Вашингтон должны за семь лет сократить суммарное количество боезарядов на треть — до 1,55 тыс. — по сравнению с Московским договором 2002 года и более чем в два раза снизить предельный уровень для стратегических носителей.

В ходе второго чтения, напомним, депутаты внесли ряд поправок в первоначальный законопроект о ратификации. Эти поправки уточняют условия, при которых РФ выполняет договор. Впрочем, сути самого СНВ-3 они не меняют — точно так же, как и поправки сената США, внесенные американцами в свою резолюцию по договору в декабре 2010 года.

Комитет по международным делам ГД РФ обнародовал свое заключение по тексту договора. В документе отмечено, что заложенные в СНВ-3 параметры (700 единиц для развернутых межконтинентальных баллистических ракет (МБР), баллистических ракет подводных лодок (БРПЛ) и тяжелых бомбардировщиков (ТБ), 1,55 тыс. для единиц боезарядов для них, 800 единиц для развернутых и неразвернутых пусковых установок МБР, БРПЛ, а также ТБ) обеспечивают возможность не только сохранения существующей группировки стратегических ядерных сил РФ, но и ее модернизации и развития. Это предусмотрено, отметим, Военной доктриной России для обеспечения нацбезопасности страны.

По мнению думского комитета, договор позволяет сторонам самостоятельно определять структуру своих стратегических ядерных сил, включая их наземный мобильный компонент. Плюс в том, что отменены избыточные ограничения и ненужный контроль за мобильными межконтинентальными баллистическими ракетами, а также отменено непрерывное присутствие специалистов из США на Воткинском заводе, производящем эти МБР. Развитие новых систем вооружений при этом не ограничивается.

Думский комитет по обороне полагает, что СНВ-3 позволит в полном объеме реализовывать проект развития «триады» российских стратегических ядерных сил и обеспечивать необходимый заданный уровень ядерного сдерживания.

К ратификационной грамоте к Договору по СНВ-3 планируется приложить заявление «О позиции ГД ФС РФ по вопросам сокращения и ограничения стратегических наступательных вооружений». Этот документ предназначен для внешнего пользования. В нем сказано, что ГД РФ подтверждает юридическую силу всего подписанного президентами РФ и США документа, включая его преамбулу. Кроме того, нижняя палата парламента, как пояснил Константин Косачев, глава думского комитета по международным делам, «еще подробнее, чем в ратификационном законопроекте, говорит о взаимосвязи СНВ и ПРО, фиксирует позицию по новым видам вооружений, которые США намерены развивать в рамках концепции молниеносного удара». В этом заявлении сказано также, что парламентарии считают необходимым отслеживать развертывание противоракетной обороны США в Европе и призывают убрать из пространства Евроатлантики нестратегическое ядерное оружие США.

Сегодня Госдума обсудила заявление о поддержании боевой готовности и развитии стратегических ядерных сил России, ядерного оружейного комплекса и работающих в этой области организаций оборонно-промышленного комплекса. Этот документ — для внутреннего пользования. В нем сказано, что особое внимание следует уделять тем видам стратегических наступательных вооружений, которые обладают наибольшей боевой устойчивостью и имеют наибольший потенциал для преодоления противоракетной обороны.

Выполнять СНВ-3, согласились депутаты, Россия должна так, чтобы боевые возможности и потенциал стратегических ядерных сил РФ, ядерного оружейного комплекса и работающих в этой области организаций ОПК поддерживались на уровне, гарантирующем сдерживание агрессии со стороны любого государства или группы государств. Кроме того, Госдума признала необходимым безотлагательно проработать вопрос о восстановлении такой численности российской группировки спутников предупреждения о ракетном нападении, которая обеспечивала бы постоянное наблюдение за всеми районами, где существует опасность такового.

About this publication