Центрально-Азиатские штаты Америки
Новая военная стратегия США подразумевает доминирование Вашингтона на постсоветском пространстве
США рассматривают постсоветское пространство и прилегающие к нему территории как зону важных военных интересов. Такой вывод следует из обнародованной вчера американской Национальной военной стратегии (НВС). При этом, как выясняется, Вашингтон и Кабул ведут переговоры о создании долговременных американских военных баз на территории Афганистана. А группа американских сенаторов-республиканцев ждет от Пентагона ответа на свое недавнее предложение разместить радар ПРО в рамках создаваемого в Европе противоракетного щита не в Турции, а в Грузии.
Подписи под этим предложением поставили сенаторы Джон Кайл, Джеймс Риша, Марк Кирка и Джеймс Инхоф. Госминистр Грузии по вопросам европейской и евро-атлантической интеграции, вице-премьер Георгий Барамидзе уже приветствовал такую идею, а американский журнал Foreign Policy отмечает, что «Конгресс нового созыва готов предпринять большие усилия для восстановления военного сотрудничества США с Грузией, которое замедлилось после конфликта Тбилиси с Россией в августе 2008 года». Издание отмечает небольшую вероятность того, что США пойдут на долгосрочное военное присутствие в Грузии. Однако то, что такое возможно в Центральной Азии (ЦА), ни у кого не вызывает сомнений.
Как сообщил на днях на пресс-конференции в Кабуле президент Афганистана Хамид Карзай, долговременные военные базы нужны США для борьбы с террористической сетью «Аль-Каида» и радикальным движением «Талибан».
Подчеркнув долговременный характер стратегических отношений с Америкой, Карзай выразил надежду на то, «что они принесут в Афганистан безопасность и экономическое процветание». Заметим, что в подобном духе о судьбе американского транзитного центра «Манас» в Киргизии высказывалась глава американского внешнеполитического ведомства Хиллари Клинтон, посещая Бишкек в декабре 2010 года. При этом президент Киргизии Роза Отунбаева одобрительно кивала, заверяя гостью, что новое киргизское руководство сделает все возможное для беспрепятственного функционирования американского центра у себя в стране.
О поддержке США и НАТО говорил недавно в Брюсселе узбекский лидер Ислам Каримов. Его поддержка усилий НАТО конкретно выражается в том, что аэропорт в узбекском городе Навои, а также аэродром и железнодорожная станция в Термезе стали ключевыми звеньями в северной сети снабжения войск альянса и США в Афганистане. Аналогичные функции выполняют аэропорт «Ашхабад» в Туркмении, а также транспортная инфраструктура Таджикистана. После разрешения со стороны России пролета самолетов США через Северный полюс к интенсивному обеспечению войск коалиции, видимо, подключится Казахстан, который первый из центральноазиатских стран направил свой воинский контингент в Афганистан. Долговременность такой позиции стран Центральной Азии не вызывает сомнения. Как известно, успехи войск НАТО в Афганистане более чем скромные, и вряд ли Вашингтон начнет вывод своих войск из этой страны, как было запланировано американским правительством, в июле 2011 года.
Командующий войсками НАТО в Афганистане генерал Дэвид Петреус заявил вчера, что, воспользовавшись весенней оттепелью, талибы наверняка попытаются вернуться в районы, отбитые у них за последние месяцы афганскими и международными войсками. Генерал полагает, что интенсивность боевых действий весной в Афганистане повысится. И заметил, что в прошлом году бои имели наибольшую интенсивность за последние 10 лет.
Однако было бы наивным полагать, что цели США и других стран НАТО имеют в Афганистане только чисто военный, антитеррористический характер. Заместитель госсекретаря по делам Южной и Центральной Азии Роберт Блейк выступил недавно с речью в Институте государственной политики им. Джеймса Бейкера III при университете Хьюстона, которая называлась «Приоритеты администрации Обамы в Южной и Центральной Азии».
Высокопоставленный чиновник поднял вопрос о стратегической роли Центральной Азии в добыче и транспортировке углеводородов. По утверждению Блейка, на долю самого крупного и самого богатого центральноазиатского государства – Казахстана – «в следующие 10–15 лет будет приходиться одно из крупнейших увеличений в объеме поставок на мировой рынок из числа стран, не входящих в ОПЕК, так как к 2020 году добыча нефти там удвоится, достигнув объема в три миллиона баррелей в день». Важную роль отводит Блейк Узбекистану и Туркмении. Он ставит задачу перекачивать нефть и газ из ЦА на запад в Европу через Южный Кавказ в обход России, чтобы лишить ее роли главного поставщика энергоресурсов в Европу. Американцы приветствуют и проект, соглашение о котором заключено 11 декабря 2010 года – строительства газопровода ТАПИ (Туркмения–Афганистан–Пакистан–Индия).
«Суть заинтересованности Вашингтона в строительстве ТАПИ заключается в том, что он хочет обеспечить создание альтернативного маршрута поставок газа из Центральной Азии, который пойдет в обход российской трубопроводной сети», – заявляет Блейк. Сразу после подписания соглашения о строительстве ТАПИ в столице Туркмении президентами этой страны, Афганистана и Пакистана, а также министром энергетики Индии правительство Хамида Карзая объявило, что 7000 афганских военнослужащих будут задействованы на охране трубопровода.
Таким образом, цели США тесно переплетаются с геополитическими и экономическими интересами России, которую Вашингтон рассматривает как страну-партнера, в то время как Китай считает противником. «США намерены стремиться к сотрудничеству с Россией… Мы будем приветствовать ее более активную роль в обеспечении безопасности и стабильности в Азии», – записано в НВС. Такая позиция вроде бы на руку Москве. Но, если присмотреться к политике США на постсоветском пространстве и в Афганистане, видно, что геополитические цели Вашингтона, кроме минусов, в долгосрочной перспективе Москве ничего не принесут.
Leave a Reply
You must be logged in to post a comment.