The U.S. Negotiations with the Taliban

<--

США договариваются с талибами

Вашингтон хочет интегрировать умеренных исламистов в афганское правительство

США ведут прямые секретные переговоры с лидерами движения «Талибан», которые должны открыть дорогу для мирного урегулирования в Афганистане. Однако пока эти контакты носят предварительный характер. Их цель – выяснить, кто из лидеров «Талибана» готов к формальному диалогу и на каких условиях. Между тем, по словам высокопоставленных офицеров НАТО, операции международных сил в Афганистане должны в скором времени привести к уничтожению радикальных исламистов и заставить остальных пойти на компромисс с властями страны.

Как сообщают американские СМИ, в перспективе эти контакты должны стать основой для полноценных мирных переговоров. Предполагается, их будет вести руководство Афганистана и, в частности, президент Хамид Карзай, а США в них отводится вспомогательная роль. Вашингтон готов обсуждать судьбу пленных талибов, находящихся в руках американских властей, а также будущее международных сил в Афганистане. Цель подобных переговоров – убедить хотя бы часть талибов порвать с «Аль-Каидой», прекратить боевые действия и включиться в политический процесс.

По словам госсекретаря США Хиллари Клинтон, в ближайшее время руководству «Талибана» придется выбирать между компромиссом и остракизмом со стороны международного сообщества. При этом она подчеркнула, что, хотя переговоры с талибами могут показаться некоторым сделкой со злом, нельзя воспринимать их так прямолинейно, поскольку в прошлом США уже вели диалог с СССР и с режимом Милошевича.

Вместе с тем, по данным New Yorker, в США отдают себе отчет в том, что мирный процесс в Афганистане будет очень долгим и сложным. На него будут влиять соседние государства – не только Пакистан, но и Иран, Индия, Узбекистан и Китай. При этом провал переговоров может привести к новой гражданской войне между различными этническими группами, поскольку «Талибан» опирается на пуштунов, а его противники – это в первую очередь узбеки, таджики и хазарейцы. Однако для администрации Барака Обамы урегулирование, хотя бы частичное, имеет огромное значение, поскольку оно позволит начать обещанное сокращение американского контингента, а потом, возможно, и достойно завершить долгую и кровавую войну.

Между тем в боевых действиях сейчас наблюдается застой. Международные силы и афганские военные более или менее контролируют города, включая такие оплоты талибов, как Кандагар и Гельменд. Натовские офицеры, недавно вернувшиеся из Афганистана, рассказывали автору этих строк, что сейчас они даже могут спокойно гулять по Кандагару, без бронежилетов и вооруженные лишь пистолетами. Однако боевики продолжают хозяйничать в сельской местности, терроризируя население и мешая восстановлению страны.

Успеху переговоров может способствовать тот факт, что талибы сейчас разобщены. Часть старой гвардии, которая наиболее склонна к компромиссу, скрывается в Пакистане. Есть еще отряды Хаккани в Северном Вазиристане, тесно связанные с пакистанской Межведомственной разведкой и потому прислушивающиеся к мнению Исламабада. Наконец, в самом Афганистане остаются отряды молодых полевых командиров, которые действуют предельно жестоко и не склонны к переговорам.

По словам офицеров НАТО, положительные сдвиги в ситуации в Афганистане могут произойти уже этой весной. Текущие операции войск США и их союзников нацелены на то, чтобы уничтожить наиболее радикальных талибов и склонить остальных к переговорам с официальным Кабулом. Большие надежды возлагаются на пропаганду среди местного населения, которая должна подвигнуть рядовых талибов на сотрудничество с властями. Боевики, в свою очередь, пытаются продемонстрировать силу, чтобы выдавить из Карзая большие уступки в будущем.

About this publication