A Small Aircraft Carrier War

<--

Маленькая авианосная война

// США готовятся к военному вмешательству в конфликт в Ливии

Газета «Коммерсантъ» № 35 (4576) от 01.03.2011

Вчера вечером США объявили о начале “перегруппировки военно-морских и военно-воздушных сил вокруг Ливии”. В частности, на дежурство у североафриканского побережья отправлены два авианосца с кораблями поддержки. Судя по всему, опасаясь уничтожения нефтяной инфраструктуры Ливии, а также применения Муамаром Каддафи химического оружия, Вашингтон решил взять на себя ответственность за последствия возможной военной операции. Против этого, по данным “Ъ”, выступает блок влиятельных европейских членов НАТО во главе с Германией, а также Россия. Однако США готовы к маленькой победоносной войне и без одобрения союзников или СБ ООН.

Авианосцы для полковника

“Сотрудники нашего отдела планирования работают, разрабатываются планы на случай различных ситуаций,— заявил вчера официальный представитель Пентагона полковник Дэвид Лэпан.— Можем сказать, что в этом ключе производим перегруппировку наших войск в регионе с тем, чтобы быть готовыми предпринять действия, как только будут приняты решения”. Представитель минобороны США пояснил, в частности, что ВМС дан приказ постоянно держать в этом регионе два авианосца с кораблями поддержки. При этом полковник Лэпан дал понять, что пока конкретных задач перед военными не поставлено.

В Средиземном море базируется Шестой флот ВМС США. За исключением штаба, отделов обеспечения и флагманского корабля, Шестой флот постоянного состава не имеет. Силы и средства выделяются в его состав приказом оперативного штаба ВМС по мере необходимости. Основная ударная сила флота включает 1-2 авианосца, каждый из которых сопровождает около 6 крейсеров и эсминцев. На борту каждого авианосца имеется 65-85 самолетов (истребители, штурмовики, противолодочные и разведывательные). В составе флота около трех десантных кораблей и не менее 1600 морских пехотинцев, имеющих на вооружении танки, артиллерию и вертолеты. Кроме того, в соединение входят стратегические атомные подводные лодки, несущие баллистические ядерные ракеты. Весной 2003 года, в момент максимального усиления накануне вторжения в Ирак, в состав флота входили более 40 надводных кораблей, в том числе 2 авианосца, 2-4 атомные подводные лодки, 175 самолетов и 21 тыс. военнослужащих.

Между тем на Западе уже несколько дней активно обсуждают перспективы “гуманитарной интервенции”. После того как Совбез ООН единогласно принял резолюцию, вводящую санкции против Муамара Каддафи, его родственников и ближайших сподвижников, в Вашингтоне заговорили о необходимости более жестких действий в отношении ливийского режима. “Мы готовы оказать силам революции любую поддержку, которую они только захотят увидеть от США”,— заявила в воскресенье госсекретарь США Хиллари Клинтон, отправляясь в Женеву на заседание комиссии ООН по правам человека на уровне глав МИДов. Фактически именно этот форум вчера стал мировой площадкой для обсуждения главного вопроса: что же делать с Ливией?

Наиболее жесткую позицию по отношению к режиму Каддафи занял именно Вашингтон. Вчера члены американской делегации на переговорах в Женеве на условии анонимности подтвердили журналистам, что США не исключают возможности проведения точечной силовой операции для того, чтобы сломить сопротивление полковника и тем самым прекратить уничтожение мирного населения (по оценкам правозащитников, число жертв превысило 2 тыс. человек). Еще один вариант в эфире CNN обнародовал сопредседатель сенатского комитета по международным делам Джо Либерман: “Мы должны признать временное правительство (его в Бенгази формирует бывший глава минюста Мустафа Абдель-Джалиль.— “Ъ”) в качестве законной власти Ливии и должны оказать ему всю необходимую помощь, включая поставки оружия, чтобы они могли бороться с ненавистным диктатором от имени ливийского народа”.

“Ни в коем случае не надо вмешиваться”

По сути, спецназ стран—членов НАТО уже побывал в Ливии. В воскресенье об успешной спецоперации по спасению своих граждан отчиталось минобороны Великобритании. По данным ведомства, в субботу в рамках секретной спецоперации в ливийскую пустыню десантировались бойцы элитного десантного спецподразделения SAS, которые эвакуировали из страны около 150 работников британских нефтегазовых компаний (в стране работают BP и Shell). Как рассказал британский министр обороны Лайам Фокс, в ходе операции огнем из стрелкового оружия был слегка поврежден один из самолетов RAF Hercules. В воскресенье глава МИД Германии Гидо Вестервелле также сообщил о том, что немецкие спецназовцы вывезли из страны 132 человека в ходе спецоперации. Таким образом, и Лондон, и Берлин уже вводили свои войска в страну без разрешения официального Триполи.

Впрочем, по итогам вчерашнего заседания в Женеве, решение о военной операции принято не было. Причиной стали разногласия, в том числе в рядах НАТО. Например, как рассказал “Ъ” собеседник в комитете германского бундестага по обороне, в Берлине активно обсуждают перспективы проведения в Ливии силовой операции, однако пока решение в пользу этого варианта не принято. “Операция не исключена, но мы считаем, что остальные методы решения конфликта себя еще не исчерпали”,— говорит собеседник “Ъ”. По словам источника “Ъ” в штаб-квартире НАТО, сходную позицию заняла и Франция, хотя на прошедшем в пятницу экстренном заседании альянса генсек Андерс Фог Расмуссен убеждал союзников начать рассматривать “все возможные варианты”. Париж, похоже, опасается, что участие в военной операции или даже молчаливое одобрение сильно ударит по французским позициям в Северной Африке.

Россия также оказалась в числе противников любых шагов, выходящих за рамки принятой Совбезом ООН резолюции. О том, что Москва не поддержит силовую операцию, накануне заявил постпред РФ при ООН Виталий Чуркин. А глава МИД РФ Сергей Лавров, участвовавший вчера в переговорах в Женеве, после встречи с Хиллари Клинтон отметил, что не обсуждал с ней планы силовой операции, в том числе по принудительному закрытию воздушного пространства Ливии. “В Ливии идет гражданская война. Когда бы она ни завершилась, политически режим Каддафи уже проиграл и движется к краху. Ни в коем случае не надо вмешиваться,— пояснил “Ъ” российскую позицию глава комитета Совета федерации по международным делам Михаил Маргелов.— Иностранная интервенция — это всегда плохо, особенно в арабских странах. Надо следовать врачебному принципу “не навреди” и следить за развитием событий. Ливийцы сами решат свою судьбу, им не надо ни мешать, ни помогать”.

Молниеносная победоносная война

В США, однако, считают иначе. По мнению экспертов, учитывая возможности группировки ВМС США у североафриканского побережья, Пентагону вполне по силам претворить в жизнь стратегию “закрытого неба”, в рамках которой будут сбиваться все воздушные суда над Ливией — это позволило бы ограничить применение лояльной Муамару Каддафи авиации, а также прекратить заброс наемников из стран Черной Африки. Эта инициатива, кстати, в отличие от прямого военного вторжения в Ливию, активно поддерживается многими членами НАТО.

Во второй фазе операции Пентагон может пустить в дело подразделения специального назначения. Задачей номер один для них станет поиск и нейтрализация боеприпасов, снаряженных химическими отравляющими веществами, а также физическое устранение полковника Каддафи и его ближайшего окружения. Принцип молниеносной “войны на расстоянии” позволит Соединенным Штатам избежать серьезных потерь в личном составе, но будет иметь большой пропагандистский эффект. Особенно на фоне затянувшихся кампаний в Ираке и Афганистане.

Кроме того, себе в оправдание Вашингтон вполне может привести угрозы, которые исходят от загнанного в угол полковника Каддафи. Речь идет об опасности уничтожения ливийским режимом нефтяной инфраструктуры страны, а также угрозе применения химического оружия против восставших. В таком контексте США не нуждаются в санкции Совета Безопасности ООН для проведения военной операции в Ливии. Тем более что за последние 15 лет Вашингтон начинал войны и по меньшим оправданиям.

“Никаких разговоров об интервенции”

В самой же Ливии вчера весь день шли ожесточенные бои. Хотя в выходные восставшим против Муамара Каддафи, казалось, удалось захватить третий по численности населения город страны Мисурату (см. вчерашний “Ъ”), сражения там вспыхнули с новой силой. Самые ожесточенные бои шли в районе авиабазы. Военный вертолет правительственных сил попытался уничтожить передающую антенну радиостанции, с помощью которой повстанцы запустили свое вещание, однако он был подбит перешедшими на сторону революции зенитчиками.

Не менее напряженной оставалась обстановка и в столице, где восставшие пытаются дать отпор силам режима. Как рассказал “Ъ” 30-летний житель Триполи Мустафа аль-Варфали, который изредка выходит в интернет через мобильный телефон и может разговаривать по Skype, городские кварталы переходят из рук в руки — еще в выходные его район Сук-аль-Джума контролировали повстанцы, но вчера их выбили чернокожие наемники. “Город патрулируют наемники из Чада на огромных джипах, которые стреляют по всем без разбора. Наш дом обстреляли. Мы завесили окна темными тряпками и не высовываемся,— рассказывает он.— Машину моего брата прошила автоматная очередь, пули застряли в водительском кресле. Он остался жив только чудом”.

Вечером, когда утихают выстрелы, Мустафа и его соседи потихоньку собираются у кого-нибудь дома и обсуждают ситуацию. “Мы находимся в состоянии информационной блокады. Когда стало известно о резолюции ООН, все ликовали. Но теперь мы снова боимся — ведь у Каддафи нет путей к отступлению, он может решиться на что угодно. Все слышали про это химическое оружие”,— рассказывает он.

Несмотря на ужасы гражданской войны, Мустафа надеется, что скоро Ливию ждет будущее без Муамара Каддафи. “Главное — чтобы в нас поверило мировое сообщество и продолжало помогать. Не нужно только никаких разговоров об иностранной интервенции, они только ухудшают обстановку и подрывают доверие к нашим друзьям во всем мире,— говорит он.— Мы справимся сами. Никакого развала страны не будет”.

Александр Габуев, Елена Черненко, Александр Реутов

About this publication