The Chinese Secret of American Civility

<--

Китайский секрет американской вежливости

В ходе своего визита в Россию министр обороны США Роберт Гейтс продемонстрировал глубокое смирение. Он обменялся с нами данными по стратегическим ядерным системам (СЯС) в соответствии с Договором о СНВ-3 (этот договор уникален в ряду разоруженческих договоров тем, что совершенно невыгоден США и очень выгоден России), обещал в ближайшие дни резко снизить интенсивность операции в Ливии и сказал в адрес России массу комплиментов. Пригласив ее при этом к участию в совместных операциях.

Именно это и является ключевым моментом. Его можно было заметить и в обнародованном недавно новом варианте Национальной военной стратегии США. Уже в самом начале этого документа делается крайне интересное признание – о том, что американцы недооценили степень напряжения, которое будут испытывать их вооруженные силы в ходе непрерывных боевых действий. Правда, сразу после этого говорится, что любой потенциальный противник совершит ошибку, если недооценит потенциал США и их готовность защищать национальные интересы. А затем констатируется, что хотя НАТО и остается сильнейшим в мире военным блоком, но снижение военного потенциала отдельных его членов (видимо, написать “всех, кроме Турции и Греции”, авторы посчитали невежливым) может поставить под сомнение их способность выполнять свои обязательства по обеспечению коллективной безопасности (происходящий сейчас в Ливии трагифарс вполне это подтвердил). При этом, однако, хотя США и готовы решать все военные задачи в одиночку, но признают, что будущее за коалициями. Только теперь они явно мыслятся шире, чем НАТО.

Именно в этом контексте в документе и упомянута Россия: “По мере того как мы усиливаем партнерские отношения с Европой, мы будем углублять диалог и отношения в военной сфере с Россией, отталкиваясь от наших успехов в сфере сокращения стратегических вооружений. Мы стремимся к сотрудничеству с Россией в сфере борьбы с терроризмом, борьбы с распространением ядерного оружия, в космической сфере, в сфере противоракетной обороны и приглашаем ее играть более активную роль в обеспечении безопасности и стабильности в Азии”.

Вашингтон теперь максимум внимания уделяет Азии. К сожалению, в России не замечают того факта, что именно эта часть света становится (в значительной степени уже стала) экономическим, военным и политическим центром мира. А в Азии особенно выделяется Китай, запросы и амбиции которого стремительно растут.

Если сказать прямо и откровенно, в мире появилась страна, претендующая на мировое господство. Не в американском смысле всемирного глобального влияния, а в гораздо более прямом и непосредственном смысле. Мировое господство, как ни парадоксально это прозвучит, является для нее способом выживания. Слишком велики масштабы Китая, его экономики и населения, для удовлетворения растущих потребностей которых может не хватить ресурсов всей Земли. При этом Китай в отличие от покойного СССР не приносит в жертву идеологическим догмам экономическую эффективность. Медленно, но чрезвычайно последовательно, с холодной и жесткой решимостью идет он к своей цели.

С другой стороны, США не выдержали испытания монополярностью, истощив себя войнами на Ближнем и Среднем Востоке. Одновременно Вашингтон, по сути, лишился основных союзников: практически все страны НАТО утратили и возможность, и желание воевать, а единственное исключение – Турция начала очень явный дрейф “на Восток” (в политическом смысле).

Сегодня сложилась уникальная ситуация: США еще слишком сильны, чтобы отказываться от глобальной роли. Но они уже не настолько сильны, чтобы действовать в одиночку (что также подтверждено происходящим в Ливии). Это заставляет американцев гораздо реалистичнее смотреть на мир и искать союзников. В том числе новых, поскольку старые становятся откровенно бесполезными.

Данное обстоятельство открывает уникальное “окно возможностей” для России. Наша страна уже слишком слаба, чтобы американцы считали ее противником, но пока достаточно сильна, что позволяет увидеть в ней потенциального союзника. Очень показательно, что американцы приглашают нас участвовать в решении проблем Азии. Вряд ли имеются в виду только Афганистан, Иран и КНДР. Нет особых сомнений, что налицо завуалированное приглашение к дружбе против Китая. Американцы лучше нас самих понимают, что свою экспансию Китай начнет с нас, а не с них.

Видимо, именно поэтому Вашингтон стал сейчас таким вежливым и уступчивым по отношению к Москве. Этим необходимо пользоваться. Потому что Китай действительно начнет с нас.

About this publication