Миллиард для новой надежды Обамы
Мэлор Стуруа
4 апреля президент США Барак Обама официально объявил, что идет на второй срок. Президент совершил две формальности: были посланы необходимые документы в Федеральную избирательную комиссию и на национальном телевидении стартовал его избирательный ролик. Первый шаг дает Обаме право приступить к сбору денег на ведение избирательной кампании, второй – дает общее представление о ее направленности
Традиционная американская мудрость гласит: “Деньги – это кровь политики”. На выборах 2008 года избирательная машина Обамы оприходовала $750 миллионов, установив новый национальный рекорд. Для выборов 2012 года демократы подняли планку еще выше – до $1 миллиарда. Эта сумма стала одним из главных лозунгов Обамы. Нечто вроде: “Даешь миллиард!” Элитная группа доноров (их 450) должна скинуться по $350 тысяч. Если учесть, что у Обамы не будет соперников в среде демократов и что на него будет работать авторитет президента, заветная сумма может значительно потяжелеть.
А вообще предстоящие выборы могут обойтись стране, по подсчетам экспертов, от 3 до 8 миллиардов. “Деньги окончательно похитили избирательную систему”, – стенают либералы. Ничего не поделаешь, политическая машина Вашингтона функционирует только тогда, “когда под ней струится кровь”. И реальная, и казначейская.
Выступая перед донорами-шишками в Белом доме, Обама о деньгах не заикнулся. Лишь заметил: “Как приятно видеть в этой комнате так много друзей!” Что касается массового избирателя-донора, с ним не церемонились. Штаб-квартира Обамы разослала 13 миллионам доноров “урожая” 2008 года по почте, электронной почте, Facebook, “Твиттерам” призыв раскошелиться.
Но “кровь” прольется напрасно, если не будет питать сердце и мозг. Показательны уже первые имиджи, промелькнувшие в стартовом видеоролике Обамы: амбар, выкрашенный в красный цвет, церковь и дом среднего американца со звездно-полосатым флагом на крыше. Группа граждан обсуждает предстоящие выборы. Они представляют свинг-штаты – те, которые могут склонить победу на ту или другую сторону. Некто Эд, пожилой белый мужчина-южанин, говорит: “Я не во всем согласен с Обамой, но я уважаю его и доверяю ему”. Гледис – латино из Невады: “Я немного нервничаю”. Майк, который голосует впервые: “Я рад, что буду голосовать за Обаму”. Алиса – американка с черным цветом кожи – говорит о куче забот, свалившихся на Обаму, и призывает подумать, как ему подсобить. Кроссворд видеоролика решается просто. Мужчины-южане + молодость + афроамериканцы + испаноговорящие + женщины = второму сроку президентства Обамы. Ни слова о раскалывающих общество проблемах – например, о медицинском страховании.
Начало президентской кампании-2012 напоминает кампанию-2008. И это не случайное сходство. Хотя Обама уже давно не аутсайдер, а почти четыре года как президент, он по-прежнему хочет выглядеть в глазах избирателей как “вышли мы все из народа”, а не из Белого дома.
Крайне символично, что его штаб-квартира находится не в Вашингтоне, а в Чикаго, как и в 2008 году. Менеджер кампании по переизбранию Обамы Джим Мессина, до этого занимавший пост заместителя руководителя администрации президента, точно подсчитал расстояние, которое отделяло его от шефа раньше и отделяет сейчас, – 41 шаг и 700 миль. Чем дальше – тем лучше, тем “народнее” смотрится президент. Несмотря на коммуникационные неудобства, игра стоит свеч. Вашингтон – это администрация; Чикаго – политика. Вашингтон – бюрократия; Чикаго – народ. Вашингтон – рутина; Чикаго – энтузиазм. Вот почему, вопреки географии, путь к Белому дому лежит не через Вашингтон, а через Чикаго. Но это накладывает на Обаму двойной груз. Ему предстоит выступать в двух лицах: президента – в Вашингтоне и народного кандидата – в Чикаго, причем одно мешает другому.
Высокое искусство Обамы как кандидата общеизвестно и неоспоримо. И все-таки время вспять не течет. 2012 год не 2008-й. Сошел со сцены исторический фактор – кандидатура первого претендента-афроамериканца. Да и бороться за победу, имея за плечами наследие невыполненных обещаний, намного труднее. Правые озлоблены. Левые разочарованы. Умеренные и независимые колеблются. В стране 14 миллионов безработных. США только-только оправились от глубочайшего кризиса, который, словно в насмешку, сделал богатых богаче, а бедных беднее. В конгрессе главенствуют республиканцы. Федеральный бюджет в подвешенном состоянии. Еще немного – и вся федеральная бюрократия и вооруженные силы окажутся без зарплаты. И наконец, три войны – неоконченная в Ираке, продолжающаяся в Афганистане и начавшаяся в Ливии. Плюс наступающий на пятки Китай и играющий в прятки бен Ладен.
В 2008 году, когда в стране тоже было из рук вон плохо, Обама мог с чистой совестью предложить американцам программу из двух слов: “Перемены” и “Надежда”. Он сам был олицетворением надежды на перемены. Повторится ли это в 2012-м? Надежду на перемены нельзя купить. Даже за миллиард долларов. Даст ли страна Обаме второй шанс? Поживем – увидим.
Leave a Reply
You must be logged in to post a comment.