Предстоящий отъезд Джона Байерли – потеря для российско-американских отношений
Сообщение о скорой смене посла США в России вызвало большой резонанс в Москве. Эксперты и дипломаты, опрошенные «НГ», сходятся во мнении, что нынешний посол Джон Байерли сыграл положительную роль в двусторонних отношениях. Прогнозы относительно того, удастся ли подхватить эстафету и развить успех его предполагаемому преемнику – Майклу Макфолу, пока не столь однозначны. Одна из причин – надвигающиеся выборы и в России, и в Америке.
Как сообщила вчера «НГ» со ссылкой на источники в Белом доме, президент США Барак Обама решил назначить следующим американским послом в Москве своего специального помощника, старшего директора по России в Совете национальной безопасности Белого дома Майкла Макфола. 47-летний Макфол считается в США «архитектором политики перезагрузки» отношений с Москвой.
Отметим, что американская печать практически единодушно положительно оценила выбор Обамы. Так, New York Times приводит мнение неназванного чиновника в администрации Обамы: «Майк – тот самый парень, который реально помог президенту устроить перезагрузку, он – идеальный человек для отправки в Москву, чтобы гарантировать непрерывное развитие отношений». А Washington Post ссылается на мнение известного американского специалиста по разоружению Джозефа Сиринсионе, который вместе с Макфолом был в 2008 году в числе советников Обамы по внешней политике, и отмечает: «Макфол помог спасти российско-американские отношения, когда они ухудшились до уровня холодной войны». Сиринсионе подчеркивает, что будущий посол смог бы направить бюрократов в нужном президенту Обаме направлении. В актив Макфолу записывают все последние достижения в двусторонних отношениях: подписание СНВ-3, договоренности об американском транзите через Россию в Афганистан, сближение позиций по Ирану и Ливии.
В Москве между тем даются неоднозначные оценки. Напомним, что Макфол наряду с Владиславом Сурковым является сопредседателем рабочей группы по вопросам развития гражданского общества в Президентской комиссии Медведева и Обамы. Видный представитель российского гражданского общества, председатель Московской Хельсинкской группы Людмила Алексеева заявила вчера «НГ», что «Макфол очень компетентный и доброжелательный человек с прекрасным русским языком, знающий страну и людей, живущих в ней». «Он, по-моему, будет на (своем. – «НГ») месте», – заключила она.
Между тем некоторые российские специалисты негативно оценили выбор Обамы. В экспертных кругах в Москве высказывается мнение, что связи Макфола в российской столице – это минус: «Такого плохого кандидата на должность посла в Москве не было уже лет 25. Макфол политически ангажирован и погряз в русских интригах. Его назначение отражает полное непонимание администрацией Обамы ситуации в России. Уход нынешнего посла Джона Байерли – большая потеря для российско-американских отношений». Возможно, одним из поводов для столь негативных ожиданий служит тот факт, что Макфол – кремленолог, а люди с таким образованием до сих пор, как правило, вносили в двусторонние отношения лишь дополнительную напряженность, рассматривая Москву исключительно сквозь призму противостояния великих держав. Вспомните хотя бы экс-госсекретаря США Кондолизу Райс, которая постоянно вторила, что заслуга России в том, что она больше не является Советским Союзом.
Впрочем, в научных кругах в Москве звучат и контраргументы. Так, профессор Евгений Бажанов, и.о. ректора Дипломатической академии МИД России, заявил «НГ», что Макфол – это «хороший выбор для России». Ведь его интерес к стране как специалиста «подогреет энтузиазм в отношении развития связей». Со специалистом, знающим российскую культуру, политику, экономику, проще иметь дело, так как не надо ему что-то разъяснять, полагает эксперт. По словам Бажанова, Макфол – сторонник сильной, а не слабой России. Он выступает за развитие РФ в условиях политической демократии и свободной экономики. И за тесное сотрудничество с ней на международной арене для решения афганской, иранской, северокорейской проблем, вопросов нераспространения ОМУ в целом, а также для обеспечения стабильности и безопасности в Европе. «Кроме того, у Макфола сильные позиции в Вашингтоне. Он возглавлял отдел в СНБ и близок к Обаме. Это позволит ему выходить на самого президента и влиять на состояние отношений», – резюмировал Бажанов.
Источник в администрации президента РФ сообщил РИА Новости, что во время официальной части переговоров президентов России и США в Довиле речи о возможном назначении Макфола послом в Москве не шло, но в Кремле к Макфолу относятся позитивно.
И все же почему Обама решил менять посла сейчас? Наблюдатели выдвигают разные версии, в том числе скандал с WikiLeaks – сайтом, опубликовавшим депеши Байерли с личными неприятными характеристиками президента Медведева и премьера Владимира Путина. Подобные разоблачения привели к смене посла США в Мексике, например. А может, в Вашингтоне надеются с помощью связей Макфола повлиять на исход избирательных кампаний в России? Вопрос открытый. Но можно предположить, что такое потенциальное вмешательство было бы деструктивным.
«Наши отношения сейчас на сравнительно самой высокой точке за последние 20 лет существования России как независимого государства, – прокомментировал «НГ» ситуацию глава комитета ГД РФ по международным делам Константин Косачев. – Мы только начинаем нащупывать друг друга как партнеры и достигать взаимопонимания. Я оптимист и считаю, что в этих отношениях сейчас можно сделать больше, чем когда бы то ни было». По словам Косачева, роль посла достаточно значительна. Ни нынешний посол, ни его предшественник Уильям Бернс не создавали искусственных препятствий для развития отношений, которые прежде иногда инициировались некоторыми послами. «А что касается преемника, сначала надо, чтобы с этим вопросом официально определилась американская сторона», – заключил он.
Leave a Reply
You must be logged in to post a comment.