U.S. Will Retain Influence in Afghanistan after Troops Withdraw

<--

Ситуация в стране будет развиваться по иракскому сценарию, считает сенатор Рудик Искужин

Что будет с Афганистаном после 2014 года, когда страну, как ожидается, покинет последний американский солдат? Об этом «Известиям» рассказал эксперт по Азии, сопредседатель группы Совета федерации по сотрудничеству с Нацассамблеей Афганистана сенатор Рудик Искужин.

Вам известен график вывода американских войск?

В общих чертах. К концу 2012 года, то есть к очередным президентским выборам в США, афганскую территорию должна покинуть одна треть воинского контингента. Сейчас там находятся 97 тысяч военнослужащих. То есть домой вернутся 33—35 тысяч солдат.

Но это примерно то количество, которое было дополнительно введено в Афганистан в начале 2010 года?

Пополнению как раз и была поставлена задача обеспечить вывод войск. Ожидается, что уже до конца этого года домой вернутся 10 тысяч солдат из вспомогательных подразделений. Конгресс настаивает на том, чтобы это число возросло до 15 тысяч. В любом случае ясно: вывод войск на первом этапе будет продиктован не военными, а политическими соображениями. Это, с моей точки зрения, пропагандистский трюк перед президентскими выборами.

У Белого дома нет четкого плана вывода. Ранее вы говорили, что он, скорее всего, будет вестись «в ручном режиме» — в зависимости от оперативной ситуации.

Американцы до последнего момента будут держать на афганской территории грозную военную силу — 25 тысяч солдат, имеющих боевой опыт. Я уверен, что США и после 2014 года сохранят возможности силового влияния на ситуацию в стране. При этом американцы активно будут использовать иракский опыт.

В чем он заключается?

Конгресс США запросил в связи с выводом американских войск из Ирака более семи миллиардов долларов на 2012 год. Деньги эти понадобятся для расширения присутствия. Здесь будет минимум 15 американских представительств — во всех крупных городах. В них будут работать более 17 тысяч человек. Это дипломаты, военные, сотрудники экономических миссий. В Багдаде, например, будут находиться 8 тысяч сотрудников. Это явно не диппредставительство. Это своего рода своеобразная форма военного присутствия на послевоенный период.

А какие военные функции смогут выполнять эти люди?

Простой пример — создается специальная структура для проведения воздушных операций. Официально — для эвакуации раненых и персонала в критических ситуациях. Но есть и специфические задачи: сопровождение колонн, разведка дорог, проведение операций быстрого реагирования. Предполагается, что авиация будет подчиняться этой структуре, базироваться на 19 различных аэродромах и иметь возможность использования практически всех иракских посадочных полос. Расширяется сеть медучреждений. По сути дела это военные госпиталя. Из этого можно сделать вывод: американские войска формально выходят из Ирака, но военное и разведприсутствие там остается.

Но ведь все равно получается, что Соединенные Штаты серьезно подставляют своих союзников по НАТО, которые имеют в Афганистане воинские контингенты?

Не думаю, что США так просто уйдут из Афганистана. Уже сейчас практически ясно, что НАТО сохранит за собой все авиабазы после 2014 года. Кроме этого США предпринимают конкретные геополитические шаги, чтобы ослабить Афганистан. Есть, например, план раздела Афганистана на три зоны: на Север (тюркоговорящий — узбеки, таджики), Запад (хазарийский) и Юг (пуштунский).

Как вести себя России?

Надо занимать активную позицию, не наблюдать безучастно, что, собственно, мы и делаем. Необходимо отстаивать наработки в рамках антинаркотической коалиции, которые были достигнуты на саммите G8 во французском Довиле, то есть требовать от Запада выполнения обещаний по пресечению наркотрафика. До конца месяца к нам приедет делегация афганских парламентариев. Они приезжают, чтобы обсуждать конкретные вопросы — будущее авиабаз, вопросы противодействия терроризму.

About this publication