23 июня весь мир узнал потрясающую новость: США добились победы в Афганистане и потому начинают выводить оттуда войска. В своем выступлении президент Обама заявил о том, что его страна “в основном достигла своих целей в Афганистане” и потому в течение года его покинут до трети находящихся там американских солдат.
По сути, речь идет об эвакуации того самого “усиления”, которое Обама перебросил сюда двумя годами ранее. А в 2014 году на афганской земле не останется ни одного военнослужащего США и их союзников, которые не намерены растягивать свою “афганскую прогулку” дольше американской.
Напомним, что одной из главных целей миссии был разгром “Аль-Каиды”, которая-де и нанесла Штатам неожиданный удар 11 сентября 2001 года. В качестве “победы” американцы преподносят якобы имевшее место уничтожение в соседнем Пакистане бен Ладена. И долгожданное устранение “террориста номер один” в любом случае было использовано Обамой для декларации о начале вывода войск из Афганистана.
Допустим даже, что это действительно так. Но на этом успехи США и заканчиваются. Ведь, как известно, ликвидация одного главаря не приводит к ликвидации террористической сети. И в этом случае за десять лет борьбы эта организация была лишь ослаблена, но не уничтожена.
К тому же, это была не единственная проблема американцев. И что бы там ни говорил сам Обама, многие представители американской политической элиты считают иначе. Еще 8 июня газета The Washington Post опубликовала заявление Генри Киссинджера, который признал: “Заявленная цель создания правительства и внутренних структур безопасности, на которые можно будет возложить ответственность за оборону Афганистана, в общем и целом признается недостижимой до 2014 года”.
Что касается талибов, которых США называли ближайшими союзниками “Аль-Каиды”, то тут успехи куда более скромные. По сути, коалиция в настоящий момент контролирует лишь менее трети афганской территории. Вне воинских баз и городов талибы чувствуют себя как рыба в воде.
Разумеется, ни о каком прогрессе демократии по-афгански говорить не приходится. Сопротивление оккупационным силам месяц от месяца только нарастает. Если еще пару лет назад северные районы страны считались по сравнению с южными сравнительно безопасными, то сейчас нападения на солдат НАТО участились и там.
Правда, внешне все выглядит вроде бы и не так плохо. Да, США спустили сотни миллиардов долларов на поддержку “афганской демократии”, но зато потеряли здесь во многом раз меньше человеческих жизней, чем советские войска. На 20 июня безвозвратные потери американских военнослужащих составили 1633 человека. Казалось бы, не так много в сравнении с тем же Вьетнамом. Однако если подвести все итоги, то становится ясно, что об успехах США и их союзниках говорить не приходится. Общие потери убитыми составили 2520 военнослужащих. К этому надо добавить и потери наемников из частных военных и охранных компаний. Речь в данном случае идет о потерях еще 1764 человек. Итого 4284 погибших.
Но для Запада в настоящий момент это слишком тяжелые потери. И то, что операция США и их союзников была обречена на неудачу, было известно с самого начала. Это был лишь вопрос времени. Продолжать дорогостоящую войну с противником, которому сочувствует афганский народ, бесконечно невозможно. Тем более, когда с фронта начинают бежать союзники вроде Канады.
Впрочем, говорить об “афганском Дьен-бьен-фу” с чисто военной точки зрения не приходится. Проиграли в первую очередь не солдаты и офицеры, а политики, отправившие их туда, где, по сути, еще никто реально не побеждал и где не может быть чисто военного решения проблемы.
Но с политической точки зрения уход американцев может затмить даже “вьетнамские издержки”. Для США и их союзников очень трудно признать факт того, что своим пребыванием в Афганистане они не только не достигли ожидаемого успеха, но и породили множество ненавистников западной цивилизации. Недавно американские эксперты провели опрос, который поверг их в шок: 40 процентов опрошенных ими афганцев чистосердечно и прямо заявили о том, что целью пребывания американцев в Афганистане является не борьба с террористами, а уничтожение их страны и ислама.
И так отвечали те, кто не сидит в горах. Очень важно, что они не уклонялись от ответа и говорили о своих настроениях откровенно. Но стоит ли удивляться тому, что афганское население столь открыто демонстрирует ненависть к тем, кто пришел на их землю без приглашения и с оружием в руках? Впрочем, в немалой степени над имиджем демократии постарались и сами американцы. Наглядной тому рекламой служили и служат бесконечные удары беспилотников по свадебным и похоронным процессиям. При таком подходе не стоит удивляться тому, что на место одного убитого талиба тут же приходят двое афганцев, мечтающих отомстить Западу за подобную демократизацию.
Американского президента все же нельзя обвинить в стопроцентной дезинформации. В том же выступлении он, по сути, опроверг сам себя. По его словам, следует “завершить эту войну ответственно” в тот момент, когда существует опасность перенапряжения сил военнослужащих. Справедливости ради стоит сказать, что последние так не считают. Напротив, такое решение идет вразрез с пожеланиями военных, которые рекомендовали действовать более осторожнее и менее спешно. Но это ли не косвенное признание неспособности справиться с выполнением поставленных задач?
Да и что будет дальше, после ухода сил НАТО? Все функции, которые еще выполняют оккупационные силы, согласно планам Вашингтона, будут возложены на нынешнее афганское руководство.
Правда, при таком подходе остается лишь только гадать, сколько дней или даже часов потребуется талибам для того, чтобы Карзай повторил судьбу брошенного Москвой Наджибуллы.
Было бы наивно думать о том, что Вашингтон не понимает издержек от своего ухода. Что это, неспособность продолжать дорогостоящую операцию в период кризиса, предвыборный трюк или маневр для передислокации ударной группировки сил США на новом направлении?
Вероятно, сказываются все три проблемы. Через год США предстоят президентские выборы. Судя по данным опросов, более 70 процентов американцев уверены в том, что Вашингтон должен уйти из Афганистана. И тот из претендентов, кто первым оседлает “афганский отход”, может рассчитывать хотя бы на часть этих голосов.
Не менее серьезными являются экономические проблемы. И Обама в своем выступлении частично об этом упомянул, говоря о “стремительных изменениях в политико-экономической жизни уставшей от войны Америки” и необходимости “сосредоточиться на проблемах национально-государственного строительства дома”. Дело в том, что сейчас даже влиятельные американские эксперты не исключают американского дефолта. Рецептов, позволяющих его избежать, не так уж и много. В первую очередь — резкое сокращение расходов. С социальной сферой следует быть предельно осторожными, поскольку любое затягивание поясов может вывести американцев на улицы.
Зато можно попытаться заткнуть брешь за счет излишних военных расходов. Как известно, в этом отношении Штатам нет равных на планете. Более того, за последние десять лет, в том числе, из-за операций в Афганистане и Ираке, они выросли на десятки и сотни миллиардов долларов.
Сейчас “оборонный” бюджет самого демократичного в мире государства равен всем военным расходам остальных стран вместе взятых. Для того, чтобы сохранять превосходство над конкурентами, вполне достаточно и более скромных расходов, значительная часть которых приходилась на Афганскую войну.
Теперь дело “за малым”. Обставить уход так, чтобы это не выглядело позорным бегством с поля боя и поражением демократии. Ведь просто так взять и уйти из Афганистана с гордо поднятой головой не получится. Недаром еще месяц назад стали появляться сообщения о том, что США вступили в переговоры с талибами. Судя по утечке информации, они готовы даже на то, чтобы Карзай при определенных гарантиях включил этих союзников “Аль-Каиды”, как уверял прежде Вашингтон, в афганское правительство. Но это было бы равносильно простой передаче власти талибам, которые на другой день просто возьмут власть в свои руки. И пока переговоры ни к чему хорошему не привели. Талибы, прекрасно понимая, что время работает на них, демонстрируют явное упорство и ставят главным условием для договоренностей полный уход с афганской земли всех оккупационных войск, что наглядно демонстрирует настоящую расстановку сил.
И как бы ни обставляли США свои афганские дела, в любом случае уход НАТО из Афганистана будет расценен как крупнейшая “победа ислама над крестоносцами”. Однако это не будет являться только проигрышем Запада. Победа талибов придаст импульс джихадистам по всему миру. “Круги” от американского бегства из Афганистана неизбежно затронут Среднюю Азию, Иран, Индию, Китай. Но в первую же очередь это коснется такой ядерной державы, как Пакистан, который все больше погружается в состояние нестабильности.
Впрочем, все еще может измениться. Как известно, несмотря на победные реляции Обамы, десятки тысяч американских силовиков продолжают находиться в том же Ираке. И никто не даст точных гарантий того, что в случае “непредвиденных обстоятельств” после выборов 2012 года Вашингтон не изменит своего решения.
Правда, одна из главных интриг состоит в том, куда именно и на какой “новый фронт” направят предназначенные для вывода американские войска? На эти мысли наводит и туманная фраза Обамы, сказанная 23 июня и посвященная прекращению афганской операции, “о меняющемся характере угроз в регионе”.
Leave a Reply
You must be logged in to post a comment.