Obama Surrendered; America Will Save at the Poor’s Expense

 .
Posted on July 24, 2011.

<--

Президент и конгресс США договорились о повышении планки государственного долга

Напряжение, возникшее вокруг сложных переговоров президента США Барака Обамы и конгресса относительно повышения планки госдолга, несколько ослабло. Мировая финансовая общественность с облегчением вздохнула: «Договорились».

Технический дефолт Соединенных Штатов, который в противном случае неизбежно наступил бы после 2 августа и мог обернуться новым финансовым катаклизмом, откладывается. Консенсус, нужно заметить, оказался выстраданным и во многом достигнут за счет уступок со стороны президента.

Барак Обама согласился принять план, подготовленный рабочей группой конгресса, по которому нужно сократить бюджетные расходы в течение десяти лет на $3,75 трлн ($500 млрд из них — незамедлительно). Кроме того, в результате отмены ряда налоговых льгот предполагается дополнительно привлечь в казну еще $1,2 трлн.

Уступки от президента потребовались действительно серьезные. Ведь сокращение расходов прежде всего коснется сферы здравоохранения и социального страхования. Не удалось Обаме отстоять неприкосновенность Medicare и Medicaid, а ведь именно эти программы легли в основу его предвыборной кампании.

Придется смириться президенту и с тем, что будет потревожена «священная корова» американского бюджета — оборонная статья расходов. Это не означает, что военные траты будут резко сокращены, но экономить, как выразился президент Обама, «точечно» все-таки придется. Конгресс же взамен согласился на реформы налоговой системы, от чего раньше парламентарии категорически отказывались.

На фоне гнетущей неопределенности в предыдущие недели американский рынок был накален до предела. И сразу после пресс-конференции президента США, в ходе которой и стало известно о достигнутой договоренности, «быки» бросились скупать ценные бумаги, подняв индекс Dow Jones до 12 587,42 пункта за одну торговую сессию (+1,63%). Уверенно росли и цены на американские гособлигации (доходность по 30-летним US Treasuries снизилась до 4,196%). Однако радоваться рано: резкий рост на позитивных новостях не бывает долгим. В перспективе же у США — долгий и очень трудный восстановительный процесс, который должен остановить падение экономики в пропасть.

По мнению главного экономиста Центра развития Валерия Миронова, самое главное, на что сейчас американцы могут бросить все свои усилия, — это смена структуры развития. Ведь последний кризис оказался не только финансовым и циклическим, но и структурным. Это значит, что именно сейчас идет активный переход к новым технологиям, что всегда сопровождается потрясениями.

— Компании, реализующие старые способы производства, должны разориться и очистить место на рынке для тех, кто использует принципиально новые технологии. США в принципе все делают правильно: усиленно вкладываются в нано- и биотехнологии, в новую энергетику. И им действительно необходимо сократить расходы на социальную сферу. Если политики окончательно договорятся и будут это делать планомерно, у них все получится. Новые экономические условия требуют, чтобы люди перестали усиленно потреблять и начали больше накапливать и инвестировать, — считает Миронов.

Эта задача не на ближайшие пару лет. Тем более что американские граждане, которые задолжали $16 трлн, вряд ли быстро сумеют отказаться от безнаказанного потребления. Да и очередное повышение планки госдолга — всего лишь формальная мера. А сам потолок, по мнению главного экономиста УК «Финам» Александра Осина, — устаревшее понятие. Поскольку экономика США давно аккумулирует в себе все мировые процессы, она стала наднациональной, государственный долг этой экономики всего лишь отражает общий мировой тренд к рецессии.

— Доверие к этому инструменту давно подорвано, — объясняет Осин. — Если его отменить вовсе, это поможет искоренить некоторые краткосрочные, локальные кризисы наподобие того, который мы наблюдаем сейчас. Это вовсе не значит, что Америка начнет занимать безоглядно. Но и не значит, что она перестанет это делать совсем. Пока по-другому экономика существовать не может, она будет работать именно так.

About this publication