Don't Count America Out Yet

<--

История с американским госдолгом и вообще ситуацией в мировой экономике напоминает плохо сыгранную провинциальную пьесу с плохими актерами.

Рейтинговые агентства, твердо встающие в «принципиальную» позицию – как будто это не они три года назад раздавали инвестиционные рейтинги «мусорным» бумагам, внося значимый вклад в мировой финансовый кризис. (Без всякой конспирологии готов согласиться с экспертами, утверждающими, что действия Standard & Poor’s по понижению кредитного рейтинга США не что иное, как асимметричный ответ на действия американской комиссии по ценным бумагам по ужесточению регулирования деятельности рейтинговых агентств, в том числе на подготовку исков в суд за предкризисную раздачу кредитных рейтингов без должного изучения соответствующих активов).

Республиканская партия США, также занявшая позу праведника и кричащая на каждом углу про снижение госрасходов и «отсутствие плана» у президента Обамы – как будто у них самих «есть план» (пакет государственного стимулирования экономики исчерпан, а пресловутый частный сектор что-то не спешит играть роль локомотива восстановления американской экономики) и как будто это не из-за недальновидной политики Буша-младшего ситуация с бюджетным дефицитом и уровнем госдолга США приобрела по-настоящему угрожающий характер.

Китай, резко осуждающий США за накопление долгового бремени и призывающий искать новую стабильную мировую резервную валюту – как будто сам имеет собственную валюту, а не зарегулированные фантики, которые китайские власти панически боятся отпустить в свободное обращение. И как будто китайское «экономическое чудо» не является производной от роста американской экономики, крупнейшего рынка сбыта для китайских товаров.

Горе-аналитики, многократно предрекавшие экономический крах США и конец доллара. А тут сразу же после объявления о снижении кредитного рейтинга США инвесторы бегут вкладывать средства в доллар и те же самые американские казначейские облигации, которые теперь вроде как больше и не «triple A».

Смотреть и слушать этот спектакль, честно говоря, тошно.

Американская экономика действительно сталкивается с беспрецедентными трудностями, а государственная политика в США зашла в некоторый тупик. Вместе с тем долговые трудности Америки вовсе не катастрофичны и далеко не являются непреодолимыми.

По сравнению с той же Италией и тем более Японией, госдолг которой превысил два ВВП страны, американское положение совсем не выглядит безнадежным.

И, в общем, понятно, что за долговым кризисом трехлетней давности в частном секторе неизбежно должен был последовать кризис публичных финансов, в том числе и с учетом того, что на правительства легла основная нагрузка по стимулированию экономик, пострадавших от кредитного сжатия. В значительной мере кризис частных обязательств был покрыт выпуском новых государственных обязательств – лопнувший пузырь прикрыли новой оболочкой, не сильно отличающейся по сути.

Да, кризис государственных финансов развитых стран Запада угрожает миру новыми финансовыми встрясками. Но этот долговой кризис не самая страшная проблема, чтобы там ни кричали про госдолг США. Рискну высказать крамольную мысль: даже если мы столкнемся с дефолтами правительств крупнейших развитых стран (наиболее вероятные кандидаты – Италия или Япония, но допустим, в перспективе даже США), ничего суперстрашного не случится, Судный день не наступит, Земля не налетит на небесную ось. Вспомните наш дефолт и как быстро по его прошествии у нас началось оздоровление. Ну да, будет новый виток глобального кризиса доверия. Через какое-то время все успокоится. Зато

дефолты наверняка станут уроком, стимулирующим осторожность и препятствующим возникновению в будущем новых кредитных пузырей.

Гораздо более неприятна другая история: спустя три года после активной фазы глобального финансового кризиса частные рынки все еще не заработали в полную силу. Экономики поддерживались программами государственного стимулирования, но их потенциал если уже не полностью исчерпан, то на грани того. Дальше-то что? Нет ли угрозы того, что теперь уже и США, и Еврозона повторят путь Японии, прошедшей через «потерянное двадцатилетие» после обрушения «мыльного пузыря» конца 1980-х?

Кто-то всерьез возлагал надежды на пресловутые «страны БРИК», которые, как считалось, вот-вот подрастут и вытеснят с мировой арены надоевшие всем западные демократии. Но проходят годы, а БРИК все так и остается подносчиком снарядов для крупнейших экономик мира. Две трети мирового ВВП производят США, ЕС, Япония, Канада, Австралия. Развитые страны Запада – по-прежнему крупнейший мировой рынок, и «экономические чудеса» стран БРИК последних десятилетий не более чем побочное следствие роста жизненных стандартов и уровня потребления на Западе. Весь рост развивающихся рынков был построен на росте экспорта продукции на рынки развитые. В последние три года тот же Китай мог поддерживать высокие темпы роста только за счет фактически принудительного триллионного кредитования своих предприятий и граждан (что наверняка привело к возникновению уже собственных пузырей, лопание которых мы еще услышим), но это и все. Никакого волшебного «внутреннего спроса», который сам по себе двигал бы китайскую экономику вперед, не возникло.

Дальше перспективы никакой – либо западные экономики вновь начнут расти, либо мы увидим конец китайского экономического чуда.

Опыт японского «потерянного двадцатилетия» на самом деле говорит и о другом: возможно, экономисты неправы, когда видят счастье только в непрекращающемся росте потребления и ВВП. Учитывая высокий уровень жизни японцев, развитое общество, эффективно функционирующие государственные институты, на Западе уже активно начинают говорить о том, что, может быть, постоянный рост вовсе не так необходим, как уверяют экономисты: гораздо важнее достигнутый абсолютный уровень жизни.

Пока рынки не восстановились, эта мысль может служить утешением для населения стран Запада: в вероятной стагнации могут быть и приятные стороны. Будет время заглянуть внутрь себя, поучиться эффективнее использовать уже имеющиеся ресурсы, сократить неоправданно раздутое потребление. Только это означает плохие новости для БРИК и других развивающихся рынков: если Запад не будет расти, значит расти некуда будет и им. Масштабных внутренних рынков, основанных на высоком уровне жизни и потребления, эти страны у себя дома пока так и не создали.

Но, впрочем, рано еще говорить о наступлении «потерянной эры» для Америки. В своей истории эта нация переживала разные кризисы. Предпринимательский дух, креативность, высокая производительность труда – это те качества, которые много раз выводили США на правильную дорожку в тяжелые времена. Не верится, что эту страну возьмет и постигнет судьба Японии. Не спешите Америку хоронить.

About this publication