Moscow Will Take Advantage of US Problems in Pakistan

 .
Posted on December 17, 2011.

<--

Москва воспользуется проблемами США в Пакистане

Если Исламабад закроет двери для американцев, тем придется чаще возить грузы через российский коридор

США вывели свои войска с военной базы Шамси на границе Афганистана и Пакистана. Из-за этого южный путь поставок грузов в Афганистан через Хайберский проход, по которому сегодня идет основной поток припасов для войск НАТО, остается без защиты американских военных. Исламабад, вероятнее всего, помирится с Вашингтоном, иначе пакистанские военные останутся без финансирования. Но пока будет идти процесс примирения, наша страна может активизировать северный маршрут, пролегающий через территорию России и страны Средней Азии. Таким образом, Москва получит способ влияния на Вашингтон.

— Значительная часть натовских грузов идет через Россию в Узбекистан, а дальше через Термезский мост над Аму-Дарьей в Афганистан, — рассказывает член комитета по международным делам Госдумы Семен Багдасаров. — У нас есть с НАТО соглашение по наземным перевозкам, согласно которому мы верим западникам на слово, что они перевозят «нелетальные» грузы.

Депутат считает этот маршрут «уникальным рычагом воздействия» на политику США в Центральной Азии. Он, по словам Семена Багдасарова, может стать ответом на планы развертывания американской ПРО в Европе и Азии. Тем более что северным маршрутом пользуются не только американцы, но и европейские члены НАТО.

А главное, Москва очень недовольна планами Вашингтона создать в Афганистане военные базы, которые останутся там после 2014 года и с помощью которых американцы смогут «нависать» над соседними странами, включая среднеазиатские республики СНГ.

Россия может, вероятно, рассчитывать на некую помощь Ирана и Пакистана. По крайней мере пакистанские правительственные чиновники без особого шума уже посещали Россию и Китай, чтобы обсудить вопрос создания коалиции против американских планов, рассказал ответственный секретарь группы Совета Федерации по работе с Нацассамблеей Афганистана Вячеслав Некрасов.

Более того, при активизации маршрута Россия сможет получить даже некоторые деньги. Сегодня за транспортировку наша страна имеет $1,2–1,3 тыс. за контейнер, в год получается $30–40 млн. Это небольшие деньги, конечно, но если поток грузов увеличится, то вырастут и доходы. (Для сравнения: американцам пришлось заплатить $171 млн талибам, чтобы они не обстреливали грузовики, идущие через Хайберский проход.)

Но для того чтобы это сделать, России надо не откладывая начать обустраивать логистику, делая северный путь доставки более привлекательным. А главный враг тут — суровый климат и плохая инфраструктура в Северном Афганистане.

— Из-за слабой логистики северный маршрут оказывается более долгим и затратным по сравнению с южным, — поясняет Вячеслав Некрасов.

По его словам, на юге достаточно разгрузить танкер и потом доставить бензовозами авиационное топливо (самый нужный груз для войск НАТО в Афганистане) через Хайберский проход. Тогда как перевал Саманд на севере не обустроен, в горном тоннеле нет освещения, гидроизоляции и вентиляции, дорога разбита. Зимой наметает 3–4 м снега, а морозы опускаются ниже –20 градусов. Есть, конечно, железнодорожная ветка от узбекского Термеза до Мазари-Шарифа, но там еще не создана логистическая инфраструктура и поезда пока не ходят.

Чтобы достичь какого-то прогресса в развитии северного пути, России надо действовать очень быстро, пользуясь раздором между США и Пакистаном.

Пакистан зависит от внешней помощи, и возместить западные вливания ему не смогут ни Россия, ни Китай, прогнозирует Вячеслав Некрасов. Исламабад попробует сохранить лицо, добиться извинений и наказаний виновных, но в конце концов согласится. Если, конечно, американцы не сделают новых грубых шагов.

— Пакистан раздражен подготовкой соглашения о стратегическом партнерстве Вашингтона и Кабула, но это вопрос торга, — считает эксперт Центра изучения современного Афганистана Андрей Серенко. — Чтобы содержать военную машину Пакистана, в год требуется $12–15 млрд, и половина этой суммы выделяется США.

Помимо этого, существуют и отдельные проекты, например подписанное в 2009 году пятилетнее соглашение, по которому Пакистан получает на военное развитие еще около $1,5 млрд ежегодно.

При таких условиях России надо расширять свое присутствие в Афганистане, инвестируя в развитие инфраструктуры, чего, кстати, очень ждут и сами афганцы. При этом условии северный маршрут действительно может стать рычагом, который позволит усилить влияние Москвы в регионе.

About this publication