In the Kremlin They Inadequately Assess the Situation

<--

Как стало известно, новый посол США в РФ Майкл Макфол первым делом встретился с правозащитниками и представителями несистемной оппозиции, в числе которых – «знакомые все лица»: Евгения Чирикова, Борис Немцов, Владимир Рыжков и другие.

Американцы заинтересованы в дестабилизации ситуации в России

Как мне кажется, эта встреча подтверждает одну простую истину: американцы заинтересованы в дестабилизации ситуации в России. И вообще в любой стране, которая хотя бы чисто гипотетически может составить конкуренцию США. Во-вторых, это говорит о том, что лидеры оппозиции тесно связаны с западным сообществом и американцами в частности, и они рассчитывают на их помощь, поскольку у них есть некая общность интересов. Конечно, можно сказать, что это банально, но по факту это именно так. Назначение Макфола свидетельствует о том, что американцы при случае обязательно воспользуются дестабилизирующими тенденциями в России, если они начнут развиваться. Более того, они готовы по мере возможности такие тенденции стимулировать.

Причина простая: любое потрясение в нашей стране вызовет откат в экономической и политической сферах на некоторое количество лет. Революционная перекройка политической системы или стопроцентное переформатирование кадрового состава власти автоматически, независимо от убеждений новых элит, спровоцирует снижение эффективности всего государственного организма, что в итоге обернется торможением в развитии. При этом, что важно для Запада, это приведет к торможению внешних проектов РФ, например, интеграционной динамики на постсоветском пространстве. В этом смысле я бы поставил в один ряд события, происходящие в России, Казахстане и перманентное давление на Лукашенко в Белоруссии. Если в нашей стране произойдут серьезные потрясения, несомненно, что интеграционные проекты будут свернуты или приостановлены, что вполне отвечает американским интересам.

Я не хотел бы рисовать черно-белую картину мира: дескать, наша власть – хорошая, а оппозиция – плохая, или наоборот. Просто я призываю более трезво смотреть на вещи, т. е. понимать, что нынешняя оппозиция связана с американцами, а последние заинтересованы в дестабилизации. У меня также складывается такое впечатление, что в Кремле неадекватно оценивают ситуацию. Я практически работал во многих странах, где происходили «цветные революции» (в частности, на Украине и в Киргизии), и наблюдал, что одной общей ошибкой властей этих стран было то, что они начинали играть в игру оппозиции, переоценивая при этом ту роль, которую оппозиция играет в жизни всей страны. Например, власти слишком активно углублялись в интернет-дискуссии, принимая тот дискурс, который навязывается ей интернет-площадками. В России сегодня также происходит некоторое смещение в оценке ситуации в стране со стороны власти. Она немного неадекватна. Притом, что, повторюсь, ситуация в блогах и стране в целом – это еще не одно и то же.

Только сильная и самостоятельная Россия может рассчитывать на то, что с ней будут разговаривать

Наконец, нельзя не сказать о том, что внутри самой власти есть группа либерально ориентированных деятелей, которые имеют прямое отношение к организации последних выступлений. Они пытаются убедить высшее руководство в том, что этому нельзя противиться. Резонов у такого рода политиков может быть масса. Возьмем первый резон: в истеблишменте была группа людей, которая ставила на Медведева. Они рассчитывали на то, что он будет избираться на второй срок, а Путин окончательно отойдет от дел. Ожидания этих людей не оправдались. Но они сделали определенные ставки в этой игре и теперь испытывают опасения, желая получить гарантии своего будущего. С этой целью, собственно говоря, и оказывается давление на Путина.

Еще одна часть истеблишмента напрямую играет в игру американцев, которые открыто и без обиняков дают понять, что они против выдвижения Владимира Путина на пост президента. И это не потому, что Путин – такой уж большой патриот страны или полностью оторванный от западных реалий политик. Он, в общем-то, вполне себе либерально мыслящий человек. Просто он понял одну простую вещь – что попытки подыгрывать Западу никогда не приведут к получению дивидендов. Увеличения влияния можно добиться только посредством наращивания собственной силы. Грубо говоря, только сильная и самостоятельная Россия может рассчитывать на то, что с ней будут разговаривать и считаться.

About this publication