Super Tuesday: Romney Wins, but It’s No “Knockout”

<--

Номинальный фаворит отборочного этапа президентской предвыборной гонки среди республиканцев в США Митт Ромни на днях назвал действующего президента страны демократа Барака Обаму “самым никчемным” хозяином Белого дома со времен Джимми Картера. На вопрос о том, как бы он парировал этот выпад, Обама на пресс-конференции в Белом доме во вторник сказал: “Удачи ему сегодня вечером… Серьезно”… И захохотал.

В переводе с ироничного “политеса” на обычный язык это означало: “Чья бы корова мычала”… Мол, ты сначала одолей хотя бы однопартийцев, а потом петушись.

Одолеть-то он их одолел, но не “нокаутом”. Главный итог “супервторника”, когда республиканцы голосовали сразу в десяти штатах, в т.ч. таких крупных и важных, как Огайо, Джорджия и Вирджиния, – заключается в том, что борьба продолжается. Преимущество Ромни остается “математическим” – хотя и бесспорным, но не подкрепленным горячими симпатиями избирателей. Никто из троих его соперников выходить из гонки пока не собирается. Естественно, это на руку прежде всего Обаме и всей правящей “партии осла”.

К двум часам пополуночи по времени восточного побережья США на счету Ромни были победы в пяти штатах и лидерство еще в одном – на Аляске. Главный приз достался ему в напряженнейшей и шедшей с переменным успехом схватке с экс-сенатором Риком Санторумом в Огайо. Этот промышленный штат считается одним из ключевых и для исхода ноябрьского общенационального голосования, поэтому выигрыш там и на отборочном этапе символически важен. Но превосходство Ромни было минимальным.

Зато Массачусетс, где он в свое время был губернатором, и соседний Вермонт достались ему по существу без борьбы. По большому счету то же можно сказать и об Айдахо, где проживает много его единоверцев-мормонов.

Наконец, в Вирджинии, исходя из ее политического веса, можно было бы ожидать не менее упорной схватки, чем в Огайо. Но двое участников гонки – Санторум и бывший спикер нижней палаты Конгресса США Ньют Гингрич – по техническим причинам там вообще не баллотировались. Это отчасти обесценило победу Ромни над единственным оставшимся соперником – пожилым конгрессменом Роном Полом. К тому же тот собрал в штате 40 проц голосов, что совсем немало, учитывая, что он – убежденный либертарианец, считающийся в собственной партии “белой вороной”.

Пол пока еще не выиграл ни одного этапа гонки. Победить в масштабах всей страны он заведомо не может и ведет борьбу по существу “за идею” – точнее, за возможность влиять на предвыборную платформу, с которой республиканцы пойдут на всеобщие выборы. И его придется слушать – хотя бы потому, что его сторонники, среди которых много молодежи, горячо преданы лично ему. Между прочим, до трети их говорят, что ни за кого другого голосовать не станут. И партийное руководство уже ломает голову над тем, как не допустить перехода их на общенациональных выборах под флаг демократов.

Санторум во вторник победил в трех штатах – Теннесси, Оклахоме и Северной Дакоте. Таким образом, они вместе с Гингричем, выигравшим свой “последний и решительный бой” в родной Джорджии, не дали Ромни пока ни разу победить на юге США /не считая особого случая с Вирджинией/. Это важно, поскольку юг – традиционный оплот консерватизма, поддержка которого республиканскому кандидату на общенациональных выборах нужна, как воздух.

И, между прочим, очередной раунд республиканских “праймериз” предстоит через неделю именно на глубоком юге – в Алабаме и Миссисипи. Именно поэтому и Гингрич все еще надеется опереться на поддержку земляков и вновь “восстать из пепла”, как уже не раз бывало в его карьере, да и в нынешней гонке тоже.

Конечно, надежды эти достаточно призрачны. Да и у Санторума финансовые и организационные ресурсы постоянно находятся “на пределе”. Достаточно сказать, что в том же Огайо он из-за технических недоработок заведомо не мог претендовать на голоса части делегатов будущего съезда республиканской партии от этого штата. А ведь, в конечном счете, именно за депутатские мандаты идет борьба на первичных выборах. И победит в ней тот, кто первый наберет заветную цифру – 1.144 голоса.

Перед “супервторником” у Ромни, по оценкам телекомпании Си-би-эс, было в активе 187 таких голосов против 65 – у Санторума, 30 – у Гингрича и 20 – у Пола /мандаты по итогам “праймериз” распределяются почти везде пропорционально, так что часть достается и проигравшим/. Понятно, что по итогам дня, когда разыгрывалось более 400 голосов выборщиков, отрыв фаворита от преследователей увеличился.

Со временем он, по всей видимости, станет непреодолимым. Но этот рубеж, по мнению местных политологов, может отодвинуться аж до лета. Между тем, в принципе уже сейчас все силы оппозиции следовало бы сосредоточить на подготовке к ноябрьскому финалу.

Помимо всего прочего это касается и сбора средств. Пока они распыляются на всех четверых участников гонки, причем более или менее массовая поддержка есть только у Пола. Остальные опираются в основном на богатых спонсоров. У Гингрича и Санторума их буквально единицы /они финансируют не штабы кампаний напрямую, а т.н. “суперкомитеты” политических действий/, у Ромни – несколько больше. Но и у него, по оценкам местных специалистов, могут возникнуть финансовые проблемы, поскольку значительная часть рядовых жертвователей уже внесла максимально допустимые по закону суммы.

К тому же, в результате внутрипартийных “разборок” популярность всех участников республиканской гонки не растет, а снижается. У Ромни негативный рейтинг /разрыв между отрицательными и положительными отзывами/ составляет, по последним опросам, 10-11 проц, у Санторума и Пола – 8-9 проц, а у Гингрича – более 30 проц! Таким образом, получается, что чем лучше избиратели узнают потенциальных соперников Обамы, тем меньше они им нравятся.

На этом фоне оптимизм действующего президента, “случайно” устроившего первую в нынешнем году пресс-конференцию аккурат в “супервторник”, становится понятнее. Но лавров, на которых можно было бы почивать, у него на самом деле нет. Аналитики предупреждают, что если в состоянии экономики и, прежде всего, рынка труда в США ко дню выборов не наступит заметных улучшений, то даже сравнительно слабый оппозиционный кандидат сможет составить Обаме серьезную конкуренцию.

About this publication