American Generals Don’t Want to Bomb Iran

<--

Планы израильских “ястребов” стали головной болью для Вашингтона

Превентивный удар Израиля по Ирану с большой вероятностью выльется в полномасштабную региональную войну, в которую окажутся втянуты США, предупреждают американские военные. Их выводы усиливают позиции противников силового решения иранской ядерной проблемы, которые ратуют за постепенное ослабление Тегерана с помощью экономических санкций.

На фоне сохраняющейся напряженности в Персидском заливе Центральное командование вооруженных сил США провело командно-штабные учения, чтобы спрогнозировать возможные последствия израильского удара по ядерным объектам Ирана. Генералы констатировали, что США скорее всего не удастся избежать втягивания в конфликт, а это чревато гибелью сотен американских военнослужащих.

Как пишет New York Times, сценарий двухнедельных командно-штабных учений был построен на том, что Израиль начинает бомбить иранские ядерные объекты, а в ответ иранцы обстреливают ракетами американские боевые корабли, гибнут около 200 моряков. Тогда США вступают в войну и тоже наносят удары по ядерным центрам ИРИ. Итоги учений не разглашаются, но, по свидетельствам источников издания, глава Центрального командования генерал Джеймс Мэттис заявил, что израильский удар по Ирану будет иметь тяжелые последствия для региона и размещенных там американских сил.

Напомним, Белый дом, Пентагон и разведывательное сообщество США единодушно выступают против войны с Ираном. Тем более что спецслужбы пока так и не добыли доказательств продолжения работ по созданию атомной бомбы. Пока главные претензии международное сообщество высказывает по поводу планов Ирана наладить производство урана высокой степени обогащения, пригодного для изготовления ядерных боеприпасов.

Однако Израиль не сомневается во враждебных намерениях Тегерана и рассматривает его ядерную программу как главную угрозу своему существованию. В Вашингтоне опасаются, что израильтяне могут решиться нанести превентивный удар в следующем году. При этом Тель-Авив скорее всего не станет предупреждать союзника.

Специалисты сомневаются в эффективности военного решения. Они полагают, что израильский удар затормозит иранскую ядерную программу примерно на год. Если к налетам присоединятся американцы, то это даст еще два дополнительных года. Но не более того.

Впрочем, есть эксперты, которые считают, что даже в случае израильского налета Иран не захочет провоцировать куда более разрушительный конфликт с США и предпочтет другие методы, например, окажет поддержку боевикам в Афганистане или организует серию терактов.

Также все чаще речь заходит об экономических последствиях новой войны в Персидском заливе. Поэтому сейчас повышенное внимание уделяется теме санкций против Ирана. Основными мишенями для них стали нефтяной сектор и банковская система Исламской Республики. В результате страна страдает от нехватки иностранной валюты, а иранским фирмам все сложнее закупать товары за рубежом. На минувшей неделе иранские банки лишились доступа к международной системе передачи коммерческой информации SWIFT, что фактически лишает их возможности осуществлять транзакции. Давление должно еще более возрасти после того, как с 1 июля вступит в силу эмбарго на закупку иранской нефти, введенное ЕС.

Тем не менее профессор Пол Стивенс из Королевского института международных отношений сомневается в эффективности такого шага. По его мнению, нефтяное эмбарго со стороны ЕС усилит позиции президента Махмуда Ахмадинежада, поскольку население воспримет это как агрессию против Ирана и сплотится вокруг лидера, который теряет популярность из-за экономических трудностей.

Британский эксперт отметил, что Ахмадинежад и так уже испытывает серьезное давление внутри страны. Население страдает от безработицы и стремительной инфляции. Отмена государственных субсидий привела к росту цен на многие товары повседневного спроса, что сказалось на уровне жизни беднейших слоев населения.

Стивенс также напомнил, нефтяные эмбарго не сработали ни в случае с Кубой, ни в случае с Ираком. Всегда находятся страны, готовые помочь обойти ограничения. Импортеры иранской нефти могут прибегнуть к бартеру или найти финансовых посредников в третьих странах. Он также дал понять, что у Тегерана есть возможности отомстить. Речь идет не о блокаде Ормузского пролива, что чревато слишком серьезными последствиями. Зато ИРИ может спровоцировать дальнейшую эскалацию внутриполитического кризиса в Ираке, что повлечет перебои с поставками и рост мировых цен на нефть. Иран также может создать значительные проблемы силам НАТО в Афганистане и оказать серьезное давление на арабские монархии Персидского залива, чьи нефтяные месторождения и инфраструктуры уязвимы для баллистических ракет.

About this publication