Santorum Is Out

<--

Минувший вторник внес почти окончательную ясность в вопрос о том, с кем президенту США Бараку Обаме предстоит соперничать в ноябре. Из четверки республиканских рейсеров выбыл самый консервативный претендент – Рик Санторам. Теперь лидер гонки Митт Ромни уходит в решающий отрыв от Ньюта Гингрича и Рона Пола, для которых оставшиеся праймериз уже не значат практически ничего.

Пол, имеющий всего лишь 71 голос делегатов августовского партийного съезда – аутсайдер абсолютный. Гингрич, собравший 140 голосов, может надеяться только на то, что Ромни к съезду не сможет довести уже имеющиеся 659 до 1144 голосов, гарантирующих ему номинацию. В этом случае у Гингрича останется последний шанс – попытаться склонить на свою сторону съезд. Что, как признает и сам республиканский ветеран, совершенно невероятно.

Что ж, надо признать – к этому все и шло. Хотя отнюдь не гладко, и не автоматически.

После жестокого поражения на прошлых выборах связки Джон Макейн-Сара Пэйлин республиканцы долгое время пребывали в состоянии «разброда и шатания». Попытка «неистовой Сары» – которая сама про себя говорила, что ее единственное отличие от бультерьера в том, что она пользуется губной помадой – возродить партию на основе «движения чаепития» успеха не принесла. И хотя республиканцам удалось перехватить большинство в Палате представителей и даже изрядно потрепать нервы президенту в прошлом августе при утверждении очередного «потолка» госдолга, доминация демократической администрации при сенатском большинстве обеспечивала вполне радужные перспективы для второго срока Обамы.

И собственно президентская кампания республиканцев начиналась в чем-то даже трагикомически. То один из кандидатов в прямом эфире забывает один из трех ключевых пунктов своей программы. И с характерным Ooops! – вылетает из гонки. То еще более темнокожий нежели Обама, но при этом вполне консервативный Герман Кейн уличается в сексуальном харрасменте двадцатилетней давности. Да и сам характер кампании поначалу напоминал скорее соревнование в поисках компромата друг на друга, нежели выявление того, кто сможет достойно противостоять Обаме.

Однако постепенно кампания республиканцев обрела осмысленный и вменяемый вид. Ушли в прошлое курьезы и личные склоки, на передний план выступило основное противоречие уже довольно давно преследующее GOP. А именно: наличие в партии двух довольно различных идеологических платформ – религиозных фундаменталистов с одной стороны и фундаменталистов рыночных, с другой. В терминологии оппонентов – противостояние «палеоконсерваторов» и «новых правых».

Фундаментальность обеих платформ заключается в том, что в свое время (лет 200 назад) они составляли единое и неразрывное целое. А во времена более близкие – назад лет сто – именно на единстве традиционных религиозно-моральных ценностей и ценностей рынка и взросла та самая «американская мечта».

Однако сегодня от былого единства мало что осталось. Это не значит, что республиканцы, ориентированные на ценности религиозной морали перестали быть «рыночниками», а республиканцы-рыночники превратились чуть ли не в либертинов. Различие теперь определяется выбором приоритетов. И персонально воплощается в фигурах Рика Санторама и Митта Ромни, соответственно.

Что же означает победа Ромни над Санторамом? Победу «рыночников» над «моралистами»? Вроде бы – да. А на самом деле – нет. В решении Санторама сняться с гонки видится не столько поражение одной из сторон, сколько победа здравого республиканского смысла. Ведь целью кампании изначально являлось и по-прежнему является определение того, кто сможет реально противостоять президенту-демократу. И последние опросы общественного мнения показывают, что таким реальным конкурентом от республиканцев является только и именно Ромни.

Да, сейчас за Обаму проголосовали бы 51%, а за Ромни лишь 44% (опрос «Вашингтон пост и ABC-ньюс»). Но это лишь – в пределах «статистической погрешности». Отнимите 3.5% у Обамы, и получите полное равенство. И это при том, что сама кампания республиканцев еще формально не закончена! И при том, что в этот раз Обаме уже не удастся обойтись заклинаниями “Yes, we can!” А наоборот – придется отчитываться за сделанное и не сделанное. Второй раз «президентом надежды» в Белый дом въезжать будет ох как не просто!

И, похоже, у Ромни в игре против Обамы имеется очень серьезный козырь: его имидж успешного предпринимателя, знающего рынок изнутри, человека, способного «перезагрузить» не отношения с Россией, а то, что абсолютно в первую очередь волнует каждого американца. Как говаривал в свое время по этому поводу президент-саксофонист: “It’s economy, stupid!”

Похоже, этот бренд кампании Билла Клинтона бумерангом возвращается к его преемнику Обаме. И что делать с этим «бумерангом», Обама очевидно не знает. Именно потому 47% американцев голосуют по вопросам экономики за Ромни, против 43% за Обаму. И потому 51% американцев верит, что Ромни сумеет сократить дефицит федерального бюджета, в то время как за Обаму в этом вопросе голосует лишь 38%.

В общем, выходит, что Санторам с возу – Ромни легче. Насколько – увидим в ноябре.

About this publication