The Long-Awaited Sino-Japanese Conflict: Pogroms and Arms

<--

Долгожданный японско-китайский конфликт: погромы и вооружения

17 сентября 2012 Елена Гладкова

Министр обороны США Леон Панетта предупредил, что территориальные споры в Восточной Азии могут привести к распространению конфликта, в случае продолжения провокаций, передает BBC.

— Я обеспокоен тем, что эти страны принимают участие в провокациях разного рода из-за этих островов. Неверная оценка ситуации одной из сторон может вылиться в насилие и конфликт.

Это заявление американского чиновника прозвучало на фоне антияпонских протестов, охвативших Китай из-за спора вокруг островов Сенкаку, недавно национализированных Японией. Демонстрации прошли по всему Китаю в воскресенье. Полицейским пришлось применять слезоточивый газ и водометы в городе Шеньчжень, чтобы разогнать разгневанную толпу.

В результате выступлений пострадал ряд японских предприятий, работающих на территории Китая, а два крупнейших производителя электроники – Panasonic и Canon – временно прекратили свою работу после нападений на фабрики.

Между тем, Китай подтвердил свои претензии в отношении территории спорных островов Сенкаку или Дяоюйдао, как их называют китайцы. В ответ премьер-министр Японии Есихико Нода призвал Пекин «сохранять спокойствие» и принять меры по защите японцев, находящихся на территории Китая.

Тем временем, Вашингтон и Токио договорились о развертывании в Японии еще одного элемента американской системы противоракетной обороны (ПРО), сообщает агентство Ассошиэйтед Пресс со ссылкой на главу Пентагона Леона Панетту.

Руководству этих двух стран ещё предстоит согласовать точное место расположения ещё одной радиолокационной станции (РЛС) раннего предупреждения о ракетной угрозе.

Министр обороны также отметил, что основной целью развертывания нового элемента американской системы ПРО является противодействие возможному ракетному нападению со стороны КНДР, а появление второй РЛС в Японии не направлено против Китая.

Впрочем, успокоительные речи на Пекин не действуют: Китай начинает возведение нового военно-промышленного комплекса. На этот раз ставка будет сделана на самостоятельное производство современного вооружения, а ведущая роль в процессе реорганизации «оборонки» будет отдана частному сектору, передаёт Reuters.

В частности, масштабная программа приватизации коснётся крупнейших оборонных подрядчиков, таких как Китайская государственная судостроительная корпорация (CSSC), Корпорация авиационной промышленности Китая (AVIC), Китайская аэрокосмическая научно-техническая корпорация (CASC), которые будут преобразованы в доморощённые аналоги американских гигантов Lockheed Martin и Northrop Grumman или британской BAE Systems.

Ву Да, топ-менеджер компании Changsheng Fund Management Co Ltd, заявил:

— Оборонный сектор страны должен соответствовать силе нашей экономики. Некоторые оборонные отрасли КНР уже набрали достаточную силу после всех финансовых вливаний в военную промышленность последних лет, но вы не узнаете, насколько они хороши в финансовом или технологическом отношении, потому что китайцы не распространяются на эту тему.

Также Пекин планирует разрешить публичные торги для несекретных и небольших оборонных контрактов.

Эксперты отмечают, что грядущая модернизация китайского военно-промышленного комплекса сможет избавить страну от зависимости от иностранного импорта, в том числе российского.

Андрей Карнеев, заместитель директора института стран Азии и Африки МГУ, прокомментировал ситуацию для «Однако»:

— При всей остроте ситуации основные игроки не заинтересованы в том, чтобы конфликт перерос в силовое противостояние, так как это имело бы крайне тяжёлые последствия для его участников. Поэтому мы наблюдаем противостояние на грани перерастания риторики в силовые действия.

Правительства этих стран, балансируя на этой тонкой грани, всё-таки будут чётко понимать, что одно дело демонстрации и какие-то жёсткие заявления, а другое дело – пересечение черты, которое может привести к трагическим событиям. Вот почему большинство специалистов всё же не видят опасности прямого вооружённого конфликта, но видят возможность достаточно плохих отношений, замораживания каких-то контрактов по культурной или экономической линии.

В этом контексте различные мероприятия по усилению американско-японского военного союза сюда вписываются. Это тоже не новость, что американцы в этом конфликте склонны поддержать своего союзника, хотя они, конечно, понимают, что отношения с КНР для США имеют огромное значение. Если Япония для США – главный стратегический союзник, партнёр, то Китай – это стратегический соперник. На словах американские дипломаты заявляют о том, что они призывают обе стороны к спокойствию, но, конечно, их симпатии больше на стороне Японии. Но это не значит, что конфликт или разрыв отношений между Китаем и США неизбежны. Я думаю, что и США не видят для себя никакой пользы в том, что начнётся какой-то конфликт.

Понятное дело, что никто не хочет терять лицо, никто не хочет создать впечатление, что вынуждены пойти на попятную и в вопросе о суверенитете пойти на уступки.

Россия сейчас себя ставит как страна, которая желала бы восстановить свои позиции в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Прошедший саммит во Владивостоке показал, что Россия намерена возвратиться в АТР, как одна из ведущих держав. В споре между Японией и Китаем российская дипломатия старается на эту тему не слишком сильно высказываться. В неофициальном ключе Россия была бы заинтересована в какой-то координации с Китаем, потому что у нас есть противоречия с Японией по Курильским островам.

About this publication