Confrontation Instead of Compromise: Fighting Over Who Is Pushing the Country Toward a “Fiscal Cliff”

<--

Конфронтация вместо компромисса: администрация и Конгресс США спорят, кто толкает страну к “финансовому обрыву”

Власти США по-прежнему не проявляют реальной готовности к компромиссу, который позволил бы уберечь страну от падения с так называемого “финансового обрыва”. По общему мнению специалистов, падение это было бы чревато почти неминуемым экономическим спадом для США и тяжелыми последствиями для всей мировой экономики.

В пятницу президент страны Барак Обама агитировал за свой подход к решению экономических проблем рабочих одного из заводов в штате Пенсильвания. Он пугал их перспективой существенного повышения налогов /около 2200 долларов в год для семьи из четырех человек/ и призывал потребовать от Конгресса США немедленного принятия мер к тому, чтобы этого не допустить. При этом Обама подчеркивал, что лично сам он “готов платить немного побольше” и что двум процентам богатейших жителей США небольшое повышение налогов тоже не повредит.

Главный довод президента в заочном споре с республиканской оппозицией сводился к тому, что данный вопрос “был одним из центральных, а может быть, и вообще центральным на прошедших выборах” в США и был решен избирателями в пользу партии власти. Теперь он хочет, чтобы граждане на местах снова напомнили об этом законодателям- республиканцам.

Лидер последних, спикер палаты представителей Конгресса Джон Бейнер немедленно откликнулся на выступление главы администрации. Он вышел к журналистам и заявил, что это Обама и его однопартицы пытаются спихнуть “сотни тысяч” владельцев малого бизнеса в США с “финансового обрыва”. Надвигающееся повышение налогов он назвал “президентским”, и подчеркнул, что оно стало бы для экономики “калечащим ударом”.

Бейнер добавил, что считает “несерьезными” сделанные администрацией предложения, что переговоры “находятся в тупике” и что “на данный момент практически ничего” достичь не удалось. Он подтвердил, что администрация предлагала, в частности, увеличить налоговое бремя для американцев на 1,6 трлн долларов, и вновь решительно высказался против повышения ставок налогообложения для людей с любыми доходами, включая богачей.

Формально обе стороны продолжают говорить о желании договориться. Президент выражал уверенность, что “обе партии смогут вместе поработать в ближайшие недели и решить задачу”. Спикер напоминал, что республиканцы согласились на ликвидацию некоторых налоговых льгот, и подчеркивал, что стремится к “двухпартийному решению, способному пройти обе палаты Конгресса и быть подписанным президентом в предстоящие дни”.

На деле очевиден скорее настрой на конфронтацию. То, что предложения, с которыми в Конгресс США ездил в четверг министр финансов США Тимоти Гайтнер, окажутся неприемлемыми для оппозиции, никак не могло быть сюрпризом для Белого дома. И сразу после провала начального раунда переговоров Обама принялся апеллировать не к партнерам по диалогу, а напрямую к избирателям. Собственно, он и до миссии Гайнтера предупреждал, что станет действовать именно так. Смысл угрозы в том, что если страна свалится-таки с “обрыва”, то всю вину партия власти переложит на оппозицию.

По сути это загоняет в угол Бейнера и его сторонников. Они должны либо капитулировать, что для них политически самоубийственно, либо идти во встречную лобовую атаку. Но это выглядит самоубийственно уже по отношению ко всей национальной экономике.

Под “финансовым обрывом” понимается несколько экономически важных событий, которые должны автоматически произойти в США с началом нового года в соответствии с ранее принятыми законами. Это прежде всего принудительное радикальное сокращение /секвестрация/ всех расходов федерального бюджета страны, включая военные, а также возвращение к более высоким ставкам налогообложения, существовавшим до республиканской администрации Джорджа Буша. Для экономики США в ее нынешнем состоянии, по оценкам специалистов, и то, и другое губительно.

Договоренность о секвестре была в свое время выработана и законодательно закреплена в результате переговоров о путях сокращения бюджетных дефицитов и государственного долга США. Это крайний “пожарный” вариант, заведомо неприемлемый ни для одной из сторон. Принят он был именно для того, чтобы отрезать и администрации, и Конгрессу пути к отступлению и не допустить создания той ситуации, которая ныне с легкой руки главного банкира США Бена Бернанке именуется “обрывом”. Кстати, некоторые осведомленные наблюдатели, например, из Национальной ассоциации производителей США, говорят уже даже не об “обрыве”, а о “финансовой пропасти”.

About this publication