How to Torment America

<--

Экономист Михаил Делягин — о том, как Россия могла бы ответить на «акт Магнитского»

В поисках «асимметричного ответа» «клятым империалистам» российская бюрократия не нашла мишени лучше, кроме сирот. Но поскольку глобальную конкуренцию никто не отменял и впереди у нас реальные конфликты, стоит коротко напомнить хоть несколько мер давления на США не репрессирующих наших граждан.

Наиболее серьезно создание не зависящей от США системы международных расчетов, что выведет часть глобальных финансов из-под их контроля. Часть может быть небольшой: достаточно, что американский контроль за глобальными расчетами перестанет быть тотальным. Формальный повод — исключение из этой системы (SWIFT) Ирана по вполне вздорному поводу, что в принципе создает аналогичную угрозу для всех стран. Для США страшнее создания такой системы в рамках БРИКС (вначале можно и без Ирана) только ядерное оружие.

Болезненно для них и вытеснение долларов из расчетов с третьими странами. Разговоры о переводе внешней торговли на рубли (или, хотя это и значительно более слабая мера, на евро) с ничтожными результатами идут с 2006 года, но даже сама по себе активизация этой темы — аргумент, вполне понятный нашим партнерам.

А государственные резервы, выведенные за рубеж и поддерживающие наших стратегических конкурентов по догме Дворковича — мол, Россия должна платить за финансовую стабильность США? Даже начало модернизации потребует направления части этих средств в инвестиции и лишит финансовые системы Запада привычных и почти бесплатных денег.

Конечно, модернизация России на деле, а не на словах — практически запрещенная тема, так как вложенные в развитие средства уже нельзя украсть (как минимум, воровать их будут новые игроки). Поэтому намерение всерьез заняться развитием вызывает такое же неприятие, какое в советское время вызывали расточительство и бесхозяйственность.

Но ведь для воздействия на Запад можно обойтись и без восстановления страны, значительная часть которой выглядит так, как будто война еще не кончилась. Для давления на США достаточно просто начать обсуждение перевода части российских резервов из долларовых активов в евро, иены или даже юани.

А Калининград? Бюджетный кризис Евросоюза усиливает борьбу с офшорами, что в сочетании с повышением налогов поставило богатых европейцев в трудное и совершенно недвусмысленное положение. Пользуясь транспортным давлением со стороны Прибалтики, для развития оторванного от России эксклава разумно создать в нем офшорную зону для иностранцев. Сегодня почти все офшорные расчеты контролируются американцами, что дает им колоссальное глобальное влияние: переводом части этих расчетов в свой офшор Россия отберет часть этого влияния у них.

Серьезной темой может стать и расследование исторической роли стратегической авиации США в развитии наркоторговли — и отнюдь не только как прелюдия к закрытию «транспортного узла» НАТО под Ульяновском (конечно, это не «база» и даже не «узел» — так, узелочек). Не менее важно, что раскрытие интересных фактов в ходе такого расследования даст основания для составления «списков» уже нашей стороне.

А вполне научное изучение — с оглаской! — реальной связи США с разнообразными зверствами, начиная с числа умерших от голода в Великую депрессию и кампании по борьбе с наркотиками, отправившей за решетку до трети негритянской молодежи (без сокращения наркомании), и заканчивая нападением Саакашвили на Россию и убийством Каддафи? С международным обсуждением результатов вплоть до Генассамблеи ООН?

А не менее научное изучение реальных методов работы американской демократии, сводящее воедино разрозненные знания о влиянии на нее «старых денег» и Китая, о роли спецслужб, тайных обществ, религиозных сект и общественных организаций, о структуре, ценностях и методах глобального управляющего класса?

Опасно для Запада и расследование коррупционных аспектов невыгодных для России договоров: от Каспийского трубопроводного консорциума и сахалинских соглашений о разделе продукции до присоединения к ВТО на кабальных условиях. Ведь по международному праву доказательство коррупционности сделки лишает ее силы.

А если нужно не давить партнера всерьез, а просто показывать зубки, достаточно официально добиваться у Госдепа США перечня полномочий посла в России Макфола (впервые за всю историю отношений не являющегося кадровым дипломатом), которые не могут быть возложены на дипломата.

Да, для правящей и владеющей Россией «офшорной аристократии» равный разговор с США невозможен: ласковая рука партнера цепко держит их за самую чувствительную часть тела клептократа — за кошелек.

Но время этой тусовки сочтено: вопрос лишь в том, утянет ли она с собой в небытие всю Россию, включая ни в чем не виноватых детей.

…Конечно, самое разумное — это заставить бюрократов исполнять свои служебные обязанности. Да, сейчас это почти экстремизм, но зато тогда наши недоброжелатели точно сдохнут от зависти.

Может, рискнем?

Автор — директор Института проблем глобализации

About this publication