«Он такой лихой парень»
Посол США в Москве признался в сложности общения на языке дипломатов и похвалился популярностью в соцсетях
Посол США Майкл Макфол подвел итоги первого года дипломатической работы в России. Представитель Вашингтона напомнил о своей роли в Москве и признался, что он нашел отличный способ общения с россиянами. Наблюдатели, впрочем, полагают, что дипломатическая судьба Макфола в России сложилась, скорее, неудачно.
Посол США в России Майкл Макфол подвел итоги первого года работы в Москве.
«Я не могу точно сказать, чем занимался в 1997-м или 1999-м или 2003 году, но моя семья и я всегда будем помнить 2012 год! Я очень много узнал о дипломатии, России и русских. Многое узнала и моя семья», – сообщил дипломат.
В своих интересах
«Первый день после инаугурации президента Обамы был и первым днём моей работы в Белом доме, когда я занял должность специального помощника президента. Центральным пунктом моей работы была разработка новой политики по отношению к России. Новый подход администрации к отношениям между нашими странами обеспечивал безопасность и экономическое процветание американскому народу. Мы уверены, что россияне также получат ощутимые выгоды от перезагрузки, но это должен оценивать не я, а граждане России… Приехав в Москву год назад, я имел инструкции поддержать движение по многим из этих направлений и найти новые области для сотрудничества», – написал дипломат в своем блоге.
В качестве достижений в двусторонних отношениях за последний год посол отметил сотрудничество России и США по таким важным для «американских национальных интересов» направлениям, как ядерные программы Ирана и Северной Кореи, а также открытие транзита из Афганистана.
«В 2012 году углубились наши экономические отношения. 2012 год принес «фантастические» результаты в культурном сотрудничестве. В то время как в 2012 году мы продолжали сотрудничать по многим вопросам безопасности, экономики и культуры, нам не удалось достичь прогресса в некоторых других областях», – продолжил посол.
«Ряд последних решений и законов российского правительства наряду с распространением антиамериканских настроений средствами массовой информации в 2012 году привели к возникновению проблемы, которая заключается в необходимости разработки более конструктивной программы сотрудничества между российским и американским обществами», – написал Макфол, пояснив, что имеет в виду закрытие Агентства США по международному развитию, закон об «иностранных агентах», разрыв соглашения об усыновлении.
Вместе с тем дипломат заверил, что администрация Обамы продолжит взаимодействие с российской властью, в том числе и для преодоления разногласий. «Именно в обязанности дипломата входит предотвращение разногласий, возникающих в результате неверных представлений и неверной информированности. Я имею честь подтвердить свою приверженность этой миссии после переизбрания президента Обамы», – заявил посол.
Язык дипломата
Посол напомнил, что после прибытия в Москву он начал активно осваивать соцсети, и хотя ему «порой трудновато общаться на подобающем дипломату языке в рамках 140 знаков», а его «русская орфография еще нуждается в улучшении», он находит взаимодействие на этих платформах «отличным способом общения с россиянами на всей обширной территории этой страны».
Проблемы с дипломатическим языком ранее действительно ставили посла в неудобное положение.
Уже в первые месяцы своего пребывания в Москве дипломат случайно назвал Россию «дикой страной». Впоследствии послу пришлось объясняться, что он хотел назвать «дикими» журналистов, а не государство в целом.
Еще больше шума вызвало заявление американского дипломата о том, что Москва в свое время якобы «подкупила Киргизию», чтобы власти среднеазиатской республики «вышвырнули» американских военных с авиабазы «Манас».
«Я не буду дипломатичным, скажу прямо: ваша страна подкупила Киргизию, чтобы американцев вышвырнули из «Манаса». Вы предлагали большие взятки господину Бакиеву, чтобы он выбросил нас из Киргизии. Мы также предлагали взятку примерно в десять раз меньше, чем то, что предлагали вы, но это не сработало», – заявил он во время своего выступления в мае прошлого года в Высшей школе экономики.
В ответ на Смоленской площади с такой же прямотой американскому послу указали на нарушение дипломатической этики и откровенную ложь. «Макфолу виднее, какие взятки и кому давал Вашингтон. Можем лишь сообщить, что лет десять назад администрация Дж. Буша заверяла о необходимости задействовать базу «Манас» на год-два. Это уже не первый случай, когда заявления и действия господина Макфола, находящегося на столь ответственном посту, вызывают оторопь. В задачу послов входит содействие поступательному развитию двусторонних отношений, а отнюдь не раздраженное тиражирование небылиц в медийном пространстве», – подчеркивали в российском МИДе.
Случались с американским дипломатом и более курьезные случаи. Так, в преддверии своей поездки в Екатеринбург Макфол использовал в своем Twitter жаргонное сокращение названия этого города Ёбург.
В результате посол был вынужден оправдываться, поясняя, что он лишь скопировал слово из поста, опубликованного одним из своих подписчиков. «Я больше никогда не буду копировать сообщения подписчиков. Я не перестаю поражаться богатству русского языка», – написал тогда дипломат.
Подводя итоги первого года работы Макфола в Москве, замдиректора института США и Канады Виктор Кременюк отметил, что его «дипломатическая судьба сложилась неудачно». «Конечно, он был тем самым человеком, который сумел убедить президента Обаму в необходимости «перезагрузки» отношений с Россией, то есть избежать или приостановить процесс ухудшения, вернуться к какой-то точке назад и попробовать пойти в другом направлении. Это его заслуга, это его достоинство, – пояснил газете ВЗГЛЯД Кременюк. – Но уже при его назначении началось торможение этого дела. Через полгода стало ясно, что с его «перезагрузкой» что-то не получается».
По мнению эксперта, посол приехал в Россию с «интересным настроением, продемонстрировать, что он такой лихой парень, сможет все переменить», однако «что-то не пошло». «То есть сказать, что у него был сплошной парад успехов, я не могу. Тем не менее, он все-таки усидел, и, видимо, идея «перезагрузки» тоже уцелела, во всяком случае, пережила выборы, второй срок администрации Обамы. Похоже, что какие-то ее элементы и идеи будут еще использоваться для построения какой-то другой модели отношений между США и Россией на следующие 4 года», – заключил он.
Leave a Reply
You must be logged in to post a comment.