Ten Years Since the Start of the Iraq War

Edited by Laurence Bouvard

<--

20 марта 2003 года армия США и их сторонники вторглись в Ирак. Президент страны Саддам Хусейн был свергнут и впоследствии казнён.

Точных цифр по жертвам, увы, нет, но по разным данным, война унесла от 130 тысяч до миллиона жизней. В декабре 2011 года американская армия покинула страну, что означало окончание так называемой миссии, смысл которой ставят под сомнение военные и гражданские аналитики как во всём мире, так и в самих США. Затраты Штатов на войну в Ираке превысили 2 трлн долларов: из них 1,7 трлн ушло на военные операции, а 490 млрд – на выплаты ветеранам. Причём, согласно последнему исследованию (проведенному Институтом международных исследований при Брауновском университете), за следующие 40 лет эта сумма, скорее всего, вырастет до 6 трлн долларов из-за так называемых скрытых издержек.

И теперь, спустя 10 лет, срок, очевидно, что Ирак не стал свободной и процветающей страной. Напряжение в государстве практически не спадает, продолжаются вооружённые столкновения и теракты.

Главный вопрос – каковы результаты войны в Ираке? На эту тему «Однако» и поговорил с Евгением Сатановским, президентом института Ближнего Востока:

— Ирак не существует как государство. Есть территория в рамках границ, которую занимал Ирак. Эта территория – территория гражданской войны всех против всех. Светских суннитов против Аль-Каиды, шиитов против суннитов, арабов против курдов, курдов против туркоманов и арабов. Единственный стабильный, более или менее, регион на территории Ирака – это север – Курдистан, который вот-вот отделится. После того, как Эрбиль окончательно подведёт черту под переговорами с Турцией и достроит трубопровод, который позволит самостоятельно из Багдада экспортировать нефть – мало что будет связывать Курдистан и остальной Ирак.

Страна оказалась в сфере влияния Ирана (о чём при Саддаме даже подумать было невозможно), превратив Иран, практически, в региональную сверхдержаву. Иранская ядерная программа пошла утроенными темпами, потому что стало ясно, если у вас есть оружие массового поражения – вас не тронут, как не тронули Северную Корею. А если у вас его нет, то вашу страну разгромят, а вас либо повесят, как Саддама, либо линчуют, как Каддафи.

Ситуация крайне обострилась во всём регионе. Пошла серия свержений светских авторитарных диктаторов и падение их режимов. Фактически разгромлены: Тунис, Ливия, Египет, гражданская война в Сирии. Всё это — отдалённые следствия того, что было в Ираке.

Значит ли это, что американцы специально сеют управляемый или неуправляемый хаос? Разумеется, нет. При том, что они с одинаковой лёгкостью шли на авантюры по поводу сомнительных личностей типа того же самого Саддама, с точки зрения Соединённых Штатов и ближайших союзников, как Мубарак, которого свергли, и США палец о палец не ударили, чтобы ему помочь, как не помог Джимми Картер иранскому шаху.

За эти 10 лет было понятно, что могут и чего не могут американцы вместе с примкнувшей к ним коалицией. На Ближнем Востоке всё это очень сильно помогло Аль-Каиде. И, наконец, Саудовская Аравия лишилась своего главного опасного соседа. Кроме Ирана, теперь уж совсем никто и ничто ей не угрожает. Для саудовцев это была чрезвычайно удачная операция, и они в значительной мере Соединённые Штаты в неё и втянули. Вот вам и результат.

Портрет Буша-старшего больше не украшает собою аэропорт Багдада, и по нему въезжающие в Ирак не ходят. Саддам Хуссейн свергнут и повешен – хороший результат.

Кто вообще ввязывается в интервенцию по поводу чьей-либо свободы? Давайте отличать агитацию и пропаганду от реальности. Кандолиза Райс – я с ней говорил тогда перед этой войной во время питерского визита президента Буша – уповала на то, что в Ираке будет демократия. В Ираке есть демократия.

Параллельно, правда, есть гражданская война и погибло около миллиона человек и порядка 5,5 млн беженцев и перемещённых лиц – но демократия же есть? Есть. Избирают? Избирают. А цена вопроса – это, как говорил в своё время Иоселиани «желание демократии – это вам не лобио кушать». Президент Буш хотел, чтобы не было вот этого оскорбительного портрета его папы. Портрета нет? Нет. Тоже хорошо. Наконец, Дик Чейни, который был тогда вице-президентом, с компанией Halliburton занимался нефтяными вопросами и на первых порах вполне себе так преуспел. А на восстановлении Ирака было разворовано ещё больше, чем на нефти – так что каждый добился своего.

About this publication