Pacific Blackmail

<--

В последние дни молодой лидер КНДР Ким Чен Ын своими провокационными высказываниями накалил обстановку вокруг своей страны до предела. Он объявил о том, что отношения Севера и Юга теперь «вступают в состояние военного времени», распорядился провести армейские учения, а также красовался на фоне военной карты со схемой ракетно-ядерной атаки на материковую часть США. Создается ощущение, что он проверяет на прочность нервы Вашингтона, ведь такого рода шантажу тот давно не подвергался.

Ответ был более чем вялым. Южная Корея и Соединенные штаты продолжили совместные учения, и на расстоянии чуть менее 100 км от границы с КНДР пролетели два стратегических бомбардировщика-«невидимки» B-2, а сутки спустя с военной базы на Окинаве в Корею были переброшены два новейших американских истребителя F-22 «Раптор».

В остальном, кроме выражения озабоченности, реакция официальных лиц Вашингтона была весьма сдержанной. Американская пресса говорит об «агрессивной риторике», «провокациях молодого вождя» и «эскалации истерии», но и только. Газета «Вашингтон Пост» процитировала неназванный источник в администрации Белого дома, который сказал буквально следующее: «Постановка шоу для всего мира — не то же самое, что реальные действия. Описание ситуации как близкой к войне даже отдаленно не напоминает желание воевать, не говоря уже о готовности вступить в войну».

Более того, американские СМИ наперебой говорят о том, что ракетно-ядерная атака со стороны Пхеньяна попросту невозможна — северокорейские ученые далеки от создания компактного ядерного заряда, который мог бы поместиться в головную часть баллистической ракеты, а сами ракеты едва-едва могут достичь Аляски. Поведение же Ким Чен Ына объясняют лишь желанием завоевать авторитет у своих сограждан.

То есть вместо того чтобы нагнетать напряженность, повышать градус конфликта и угрожать военной операцией, Соединенные Штаты наоборот всячески успокаивают общественность и преуменьшают потенциальную опасность ненавистного им режима.

Почему? Один из возможных ответов состоит в том, что вызывающее и агрессивное поведение по отношению к США само по себе есть средство избежать агрессии, ведь все режимы, шедшие на уступки и предлагавшие мировому гегемону компромиссы, пали тем или иным образом не без его помощи. Более того, уже сам факт обладания оружием массового поражения якобы защищает любую страну от нападения извне.

Возможно, Ким Чен Ын так и считает или, во всяком случае, пытается убедить в этом народ Северной Кореи и мировую общественность. Сегодня он заявил, что ядерное оружие — это «сокровище нации», ее «жизнь».

Но так ли это на самом деле? Гарантирует ли ядерное оружие Северной Корее неприкосновенность? Разумеется, нет. С военно-технической точки зрения Америка неизмеримо сильнее. Даже если предположить, что Пхеньяну удастся поставить ядерный заряд на баллистическую ракету, таких ракет будут считаные единицы, их пусковые установки будут прекрасно видны из космоса и с бортов бомбардировщиков. Если США решатся на военную операцию, с Северной Кореей будет покончено в течение недели. Первыми будут разрушены ракетные и ядерные объекты — они прекратят свое существование в течение первого часа боевых действий.

В конце Второй мировой войны нацистское командование обладало самым совершенным на тот момент оружием (если не считать не испытанную еще тогда в боевых условиях атомную бомбу). Более того, речь шла не о некоем взрывном устройстве, а о средствах доставки — баллистических ракетах «Фау-2» и реактивных самолетах. Однако это Германии не помогло. Многократное преимущество союзников в воздухе сделало свое дело. Изменить ход войны с помощью «оружия возмездия» Гитлеру не удалось.

У Северной Кореи никакого «сверхоружия» нет, так что весь шантаж Пхеньяна основан исключительно на факте наличия боевого ядерного устройства. Конечно, взрыв такого устройства в регионе Соединенным Штатам вовсе ни к чему, и даже его малая вероятность является серьезным аргументом в пользу игнорирования провокаций КНДР. Однако у всего есть предел. Если Ким Чен Ын пойдет дальше угрожающих заявлений, у США просто не останется выхода. А если Северная Корея нападет первой (например, на своего южного соседа), Китай вполне может отказаться от своих союзнических обязательств в ее отношении.

Так что ситуация «доигрались» вполне возможна. Но ее никто не хочет. Проблема заключается в том, что и терпеть ядерную Северную Корею уже тоже никто не желает — это слишком большой фактор нестабильности.

Единственное позитивное что может повлечь за собой северокорейский шантаж, так это новая стратегическая договоренность ведущих ядерных держав — России, США и Китая — о глобальных гарантиях нераспространения ядерного оружия и, в качестве первого шага, о разоружении ядерного новичка.

Предыдущая глобальная договоренность, достигнутая в 1945 году в Ялте, продержалась больше сорока лет.

About this publication