North Korea: Whose Interests Are at a Crossroads?

Edited by Gillian Palmer

 

<--

Для журналиста хлесткий и запоминающийся заголовок зачастую важнее сути написанного под ним текста. Периодически становится модно сравнивать Корейский полуостров с полуостровом Балканским, намекая на роль Балкан в деле периодического обрушения всей Европы в тяжелые военные конфликты.

Тем не менее, несмотря на всю условность такого сравнения, определенная правда в нем, несомненно, есть. И не только потому, что Корея и Балканы с трех сторон омываются водой.

Во многом события на Балканах перед Первой, Второй мировых войн и после крушения СССР носили иррациональный характер. Не поддавались какому-то рациональному исчислению, трудно прогнозировались и могли совершенно непредсказуемо взрывать либо наоборот — резко успокаивать обстановку. Совершенно не зря еще Бисмарк сказал о том, что именно какой-нибудь пустяк на Балканах станет причиной новой европейской войны. И как в воду глядел — разве что не угадал с масштабом.

И дело не в том, что на Балканах живут какие-нибудь песиглавцы, чья логика не поддается осмыслению извне. Дело в стратегическом положении полуострова, через который проходят критически важные для всего континента транспортные пути — и сухопутные, и морские. Переплетение интересов всех европейских и мировых игроков и создают неравновесную и трудно предсказуемую обстановку в этом регионе. Ситуация в нем всегда далека от точки равновесия в некой условной «потенциальной яме» и всегда грозит выскочить из нее, резко сдвинув течение событий.

Корейский полуостров точно так же представляет из себя критически важный регион всей Юго-Восточной Азии. И точно так же находится в перекрестье интересов всех без исключения региональных держав и мировых игроков. Уже поэтому ни о каком спокойствии на полуострове при относительном равенстве противостоящих друг другу сил и стран не приходится говорить. Вопрос — кто виноват в новом витке напряженности, изначально похож на решение проблемы первородства между курицей и яйцом. Стала ли причиной нынешнего кризиса провокация США, Южной Кореи или какие-либо вызывающие действия Северной Кореи, совершенно неважно. Все стороны давно ведут свою политику в ответ на действия противоположной стороны.

Северная КореяЯдерная и ракетная программа Северной Кореи — это, безусловно, ответ на совершенно явные агрессивные действия в отношении неё в течение всего срока существования разделенных корейских государств. Активные действия американцев и южных корейцев в таком случае точно так же являются ответом на угрозы, которые исходят с севера. Детские пихания в грудки со словами «Ты первый начал», причем с чего там все началось, оба пихающих уже и не помнят — вполне адекватное представление об истории последних лет пятидесяти-шестидесяти.

Северную Корею, безусловно, можно понять. Нервная реакция на откровенно враждебные маневры и учения вблизи ее границ совершенно естественна. Те же американцы вряд ли благодушно будут взирать на какой-нибудь АПРК «Юрий Долгорукий», когда он всплывет возле Бруклинского моста и немного потренируется в учебной стрельбе за горизонт из чего-нибудь оперативно-тактического. Почему поведение северокорейцев в таком случае выглядит странным?

Реакция Китая на все упражнения сторон на полуострове также вполне естественна и болезненна. Подлетное время самой плохонькой и маломощной ракеты до китайского побережья и тем паче до столицы страны столь ничтожно, что нелепая ошибка на любых учениях способна создать необратимую ситуацию, из которой будет трудно выйти простыми извинениями.

Именно нелепая ошибка и случайность — вот главные опасности, которые сопровождают каждый виток кризиса вокруг Корейского полуострова. Загоняя ситуацию на самый край потенциальной ямы и придавая ей высочайший накал противостояния, можно не заметить, как мелкая шероховатость на краю этой ямы станет причиной того, что шарик выскочит и переведет свою потенциальную энергию в полноценный кинетический конфликт. От которого не поздоровится всем.

Самое печальное, что никакого конструктивного выхода из этой ситуации нет и не просматривается. Корея остается исключительно важным перекрестком Юго-Восточной Азии. Рассчитывать на то, что в период обострения общемировой обстановки и намечающегося противостояния США и Китая такой стратегически важный полуостров останется вне внимания крупнейших мировых игроков, нелепо. А значит, даже если нынешний кризис как-нибудь мирно разрешится, он всё равно повторится в недалеком будущем. И вновь всё будет зависеть от того — будет ли допущена какая-нибудь нелепая случайность или опять пронесёт. До следующего раза.

About this publication