Who Is to Blame for the Tsarnaevs' Attack?

<--

Кто виноват в теракте братьев Царнаевых?

23 апреля 2013, 15:42

Главная тема российской полемики о братьях Царнаевых, совершивших чудовищный теракт в Бостоне – «В какой степени мы за них отвечаем?».

Спорят не о том, как действовала американская полиция (судя по всему, она справилась – один террорист взят живым и дает показания). И не о том, сами ли американцы устроили теракт, зомбировав Царнаевых, или марафонцев взрывали террористы-одиночки. Кстати, очень хорошо, что российские конспирологи, вечно уверенные в американском следе во всех терактах, на этот раз не слишком настаивают на откровенно абсурдных построениях: вся эта история явно принесет Америке больше проблем, чем бонусов. Главная тема сегодня в России – можно ли считать нашу страну ответственной за действия Царнаевых, один из которых был американским гражданином, а второй получил заветную грин-карту?

Разумеется, они давно жили в Штатах и, даже интересуясь своими чеченскими корнями, говорили и думали по-английски. Разумеется, Царнаев-старший недавно полгода провел в России, но выяснить его здешние связи еще предстоит. Никто не говорит об ответственности нынешней Чечни за Царнаевых – но ведь они уехали не просто так. И вот тут ответственность есть – правда, мы разделяем ее со всем миром.

Идеи радикального ислама подняли голову после того, как на Западе и у нас была дискредитирована идея Просвещения. Мы много сделали, чтобы интернационализм был похерен, а пещерная ксенофобия воспряла. Уничтожив советскую национальную политику, мы не предложили иной. Один петербургский аналитик проницательно заметил: в лице СССР Запад имел дело с цивилизованным и управляемым «мировым злом». После краха СССР он оказался лицом к лицу с дьяволом. В этом есть вина и Запада, откровенно поддерживавшего многие деструктивные тенденции, но куда больше наша собственная вина. Мы так и не поняли, что любой клерикализм – исламский, православный – ведет в потемки. Мы так и не поняли, что любой национализм чреват вой­ной или погромом. Братья Царнаевы – прямое следствие распада СССР и кавказских войн; и путь, на котором стоит сегодня Россия, включая Чечню, ведет все глубже в пещеру. Это трудно, но нужно сказать вслух.

А еще нужно сказать вслух, что полугодовое пребывание Тамерлана Царнаева в России вызывает серьезные вопросы – именно потому, что Россия сегодня сама не может сказать толком, что в ней происходит. В ней есть имена, закрытые для критики, и регионы, закрытые для контроля. Если ничего не изменим, эти вопросы никуда не денутся. И если мы на них не можем ответить – придется Америке.

Можно спорить, прав ли Андрей Кураев в своих обвинениях ислама. Но нельзя спорить об одном: когда религия начинает играть в обществе ту же роль, как в Средние века, общество падает в средневековье и по остальным параметрам. Пока не признаем этого – средневековье будет расползаться от нас повсюду, куда достанет.

About this publication