Darth Vader's Mask

<--

Обычно выходные — неинтересное время для любителя новостей. Вчерашнее воскресенье стало исключением. Десятки журналистов провели его в аэропорту Шереметьево, ожидая появления знаменитого разоблачителя тайн американских спецслужб Эдварда Сноудена, который накануне все-таки покинул Гонконг, несмотря на запрос США о его экстрадиции.

Сноуден так и не появился перед журналистами, и новостные ленты запестрели всевозможными версиями и предположениями: Сноудену понадобилась медицинская помощь; Сноуден может покинуть аэропорт в дипломатической машине; на встречу со Сноуденом в Шереметьево выехал посол Эквадора в России. Затем в Twitter министра иностранных дел этой южноамериканской страны появилось сообщение о том, что Сноуден попросил в Эквадоре политического убежища. Судя по всему, убежище ему будет предоставлено: иначе зачем бы послу тратить свой законный выходной на визит в аэропорт? Таким образом, Эквадор укрепит свою славу страны, укрывающей гонимых борцов за свободу информации: глава WikiLeaks Джулиан Ассанж прячется в посольстве этой страны в Лондоне уже больше года.

Сноуден испортил уикенд и представителям госструктур США, которые вынуждены были давать бесконечные интервью и комментарии. Председатель специального сенатского комитета по разведке (SSCI) — высшего органа надзора за разведсообществом США — Дайэнн Файнстайн, выступая в передаче на CBS, заявила: «Я хочу, чтобы его схватили, вернули (в США) и судили!». По мнению Файнстайн, секретная информация, которой обладает Сноуден, гораздо обширнее тех фрагментов, которые он «слил» журналистам, находясь в Гонконге. И, разумеется, спецслужбы любой недружественной США страны спят и видят, как бы заполучить эти секреты.

И вот тут начинается самое интересное. Бегство Сноудена продемонстрировало, что Америка в своем стремлении вернуть беглого компьютерщика АНБ осталась в одиночестве. Нет, конечно, если бы транзит Сноудена пролегал бы, например, через Лондон, США легко добились бы его выдачи. Но маршрут Гонконг–Москва–Гавана–Каракас–Кито вряд ли был выбран им случайно. Сначала Сноудена без сучка без задоринки выпустили из Гонконга — сославшись на «неправильно составленный запрос об экстрадиции». Файнстайн совершенно справедливо предположила, что он не смог бы покинуть специальный административный район Китая, если бы не прямое указание, пришедшее из Пекина. Руководство Китая, выпустив Сноудена, показало американской стороне, что не очень-то считается с ее требованиями — особенно на фоне серьезных проблем с кибершпионажем, обсуждавшихся на встрече Обамы с Си Цзиньпином в Калифорнии. Затем — Москва. О том, что Россия готова предоставить убежище Сноудену, если он об этом попросит, заявлял пресс-секретарь Владимира Путина Дмитрий Песков, а вчера то же самое повторил глава комитета Госдумы по международным делам Алексей Пушков. Тогда же появилось сообщение о том, что российские правоохранители не имеют никаких претензий к бывшему сотруднику АНБ и задерживать его не собираются. Эта информация, поступившая от неназванного источника в силовых структурах, явно была ответом на такой же неофициальное требование США задержать Сноудена в Москве.

Американцы рассвирепели.

— Что в этой ситуации выводит из себя, так это то, что российский премьер-министр Путин помогает и способствует бегству, — пожаловался сенатор-демократ Чак Шумер, продемонстрировав блестящее знание российской политической системы. — Союзники должны относиться друг к другу достойно, но Путин, кажется, жаждет ткнуть Соединенные Штаты пальцем в глаз.

А сенатор-республиканец Линдси Грэм заявил: «Мы добьемся того, чтобы Сноуден предстал перед судом, и покажем русским, что их действия не останутся без ответа».

Искреннее недоумение американцев — союзники так не поступают! — может вызвать усмешку. А чего вы ждали, собственно? Что после всех недружественных шагов, предпринятых Вашингтоном под сильным давлением русофобов из Республиканской партии и произраильских лоббистских организаций, Москва преподнесет им Сноудена на блюдечке с голубой каемочкой? Что после трех лет «тихоокеанского сдерживания» — детища бывшего госсекретаря Хиллари Клинтон — Китай выдаст американским спецслужбам человека, раскрывшего секреты кибервойны США против КНР? В конце концов, стоит ли ожидать, что стремительно левеющая, ускользающая из-под влияния северного соседа Латинская Америка станет послушно исполнять приказы из Вашингтона?

Можно порассуждать о том, что история Сноудена, как и более ранний случай с Ассанжем, — кстати, специалисты из WikiLeaks оказывают беглому сотруднику АНБ юридическую поддержку, а представительница этой организации даже сопровождает его в полете — иллюстрирует закат глобального влияния США. И действительно, ничего подобного нельзя было представить себе еще 5–10 лет назад: с 1991 года мир был строго однополярен, и установки «Вашингтонского обкома» были обязательны для выполнения в любой точке земного шара. Но гораздо важнее другое. Раньше подобный детективный сюжет разворачивался бы в глубокой тайне: соперничество разведок, как правило, не любит яркого дневного света. А теперь все происходит на виду у десятков журналистов, к транзиту Эдварда Сноудена приковано внимание новостных агентств всего мира. И что греха таить — симпатии большинства людей тоже на его стороне. Сноуден не воспринимается как шпион-перебежчик, как предатель своей страны. Как и Ассанж, он предстает пламенным борцом за свободу информации, своего рода Прометеем информационного века. А США со всей их мощью, с угрозами сенаторов и интригами спецслужб выступают в роли «плохого парня», душителя информационных свобод, да еще, к тому же, и глобального надсмотрщика, беззастенчиво шпионящего как за самими американцами, так и за жителями других стран через социальные сети.

Вспомним: холодную войну СССР проиграл не потому, что у него было меньше ракет и ядерных бомб, а потому, что он воспринимался во всем мире как «Империя Зла». Борясь с таким людьми, как Сноуден и Ассанж, США примеряют на себя черную маску Дарта Вейдера. А эта маска имеет свойство прирастать к коже.

About this publication