A New Tool

<--

«Новый инструмент»

Анатолий Эль Мюрид, публицист, блогер

В Катаре произошла передача власти от Хамада бин Халифы аль-Тани его четвертому сыну Тамиму. Формальная причина, которая неоднократно озвучивалась – плохое состояние здоровья эмира Хамада. Что, в общем-то, правда. Диабет в тяжелой форме плюс неудачная липосакция в 11-м году, усугубившая болезнь, – вполне веская причина.

Правда, в соседней Саудовской Аравии короли правят зачастую, не приходя в сознание, и это никак не мешает им оставаться на троне вплоть до самой смерти. Да и в остальных арабских монархиях добровольная передача власти – дело неслыханное. И вообще – на Востоке это не принято. Даже президентов легче убить, чем заставить передать свою власть.

Скорее всего, слабое здоровье как причина смены власти – лишь прикрытие более важных факторов, которые и привели к ней. Вопрос – что это за факторы?

Есть две версии событий, которыми объясняют «арабскую весну». Первая версия – субъективная. «Арабская весна» есть творческое развитие «цветных технологий» и была запущена Соединенными Штатами для переформатирования не устраивающего их регионального порядка. Вторая – объективная. «Арабская весна» является следствием разрешения противоречий, которые накопились за последние десятилетия, с которыми так и не удалось справиться ближневосточным правителям. Запад и США лишь пытаются «встроиться» в эти процессы и использовать их в своих целях с разной степенью успешности.

Обе версии довольно схематичны и, скорее всего, далеко не полностью объясняют происходящее. Однако передача власти в Катаре носит откровенно проектный характер, чтобы пытаться объяснить ее только очевидным нездоровьем монарха.

Соединенные Штаты, надорвавшись в ходе безоглядного растранжиривания своей мощи сразу после крушения СССР, перешли и продолжают переходить к гораздо более экономной стратегии непрямого влияния во всех значимых регионах мира. Они уже не способны доминировать везде, однако четко понимают, что сегодня их основной противник – Китай. Есть разные мнения на этот счет, однако 2020–2025 годы называются очень многими как черта, после которой при нынешней динамике развития событий Китай выйдет на уровень могущества Соединенных Штатов. Сегодня у него есть две критические проблемы, которые 18-й съезд КПК назвал без особых дипломатических уверток – социальное расслоение и технологическое отставание. И съезд вполне ясно обозначил пути, по которым будут решаться эти проблемы.

Вариантов у Соединенных Штатов нет – они должны за оставшееся время выполнить три весьма непростых блока задач. Первая – сконцентрировать свою мощь против Китая. Вторая – максимально замедлить темпы его развития. Третья – провести реиндустриализацию и переход к новому технологическому укладу, пока Китай пытается завоевать ведущие позиции в укладе нынешнем.

События «арабской весны» используются Соединенными Штатами для решения сразу всех этих задач. Для концентрации своей военной мощи против Китая американцы должны максимально полно выйти из прочих регионов мира, создав в них максимально большее количество проблем. Во избежание возникновения нового конкурента.

Замедление темпов роста развития Китая – задача исключительно непростая, но решаемая созданием проблем во всех важнейших для Китая регионах мира, причем проблем, с которыми Китаю придется либо разбираться за счет своих внутренних ресурсов, либо уходить оттуда, тем самым замедляя свой рост.

Свое собственное развитие США организуют прямо сейчас, заливая свою экономику деньгами и создавая условия для бесперебойного функционирования базовых отраслей в режимах, невозможных при любой другой ситуации. Сланцевая революция – один из примеров, когда заведомо убыточное производство сланцевого газа прекрасно себя чувствует, несмотря на гадкие показатели отчетности и рациональные размышления специалистов. При этом она обеспечивает рекордно низкие цены на энергоносители на внутреннем американском рынке, ставя свою экономику в заведомо преимущественное положение перед всеми остальными. На очереди – сланцевая нефть.

А при чем тут эмир Катара? При том, что хаотические процессы на Ближнем Востоке выгодны для США – но только в том случае, если они имеют возможность влиять на них. Безбрежный хаос никому не нужен. Те же боевики-исламисты из «Аль-Каиды», находясь под контролем, являются инструментом. Выйдя из-под контроля – угрозой. И вот сейчас «Аль-Каида» вышла из-под контроля. И вообще много чего упущено за прошедшие три года. Выводы сделаны – в новой администрации Обамы полностью заменен весь внешнеполитический блок. Прежняя политика признана уже не соответствующей реальной обстановке. Причем новые политики, отвечающие за внешнее направление, – специалисты именно по Ближнему Востоку. И это указывает на то, что сейчас для Обамы является текущим приоритетом.

Резонный вопрос – если Обама не пощадил своих людей, почему он должен щадить каких-то дикарей-бедуинов? Теперь пришла их очередь. И верные слуги один за другим начинают отправляться в утиль. Эрдоган уже подошел к черте, за которой будет назван кровавым диктатором. Эмира Хамада аль-Тани меняют на безропотного и ничего из себя не представляющего Тамима. Вот-вот умрет король Саудовской Аравии – и очевидно, что здесь США сделают все, чтобы вдохнуть жизнь в эту угасающую династию, раздираемую противоречиями. Даже ценой целостности королевства.

Для новых задач требуются новые инструменты. Выбор не очень велик, но он существует.

About this publication