A Very Different South Korean Boeing

<--

Совсем другой южнокорейский «Боинг»

Писатель и журналист Игорь Мальцев — об авиакатастрофе в Сан-Франциско

Не летайте авиалиниями, у которых сайт заточен под Internet Explorer и все функции, включая бронирование, будут осуществляться в других браузерах «в ограниченном объеме». Я думал, хуже сайта, чем у наших железных дорог, не бывает. Оказывается, бывает. Мне, собственно, не очень надо лететь компанией Asiana Airlines, просто дело в том, что с утра во всех заголовках новостей — их «Боинг-777», рейс 214 из Сеула до Сан-Франциско. Пока по неизвестным причинам он сел на хвост, размазался миллионом мусорных обломков по полосе у кромки океана и загорелся. Самолет был набит битком.

В мире, набитом битком коммуникационными гаджетами, фотографии и видео сразу попали в Сеть. Это как с метеоритом — происшествие теперь тиражируется не столько профессионалами, сколько любителями с айфончиками и прочими андроидами. Вот рейс 214 в процессе аварийной посадки, вот он развалился , вот он загорелся. Все практически в прямом эфире.

В «Твиттере» пишет пассажир: «Только что я разбился в SFO. Хвост оторван, все остальное целое. Я в порядке. Сюрреализм»

Профессионалы тоже не отстают — «фокс-ньюз» уже опрашивает встречающих. На экране мужик с прозрачными глазами вроде бы спокойно отвечает на вопросы журналистов. У него вроде спокойное лицо, только время от времени он как-то странно кусает себе губу. На вопрос репортера «А вы испугались?» глаза у мужика становятся еще более спокойными «А как вы думаете, если у меня на этом самолете мог погибнуть мой 18-летний ребенок?» На борту было что-то вроде двухсот двадцати человек.

Представители Asiana Airlines быстро заявили, что он не мог грохнуться из-за проблем с двигателями. Непонятно, правда, откуда у них такие спорные данные. Наверное, из Internet Explorer или, что еще актуальней, — из Netscape. Веры им, оставшимся в пещерном веке, просто нету.

Но пожарным и спасателям, которые первыми приехали к горящему борту, все равно, что там было или не было с двигателями. Все равно, отключали ли наземную систему приведения на полосу, — они делали свою работу. Которую Обама оценил с той же скоростью, как Asiana Airlines сняла с себя ответственность.

«Мы купили самолет в апреле, и механических проблем быть у него не может», — говорит Йон Йон Ду, спикер перевозчика.

Двести человек на борту могли бы стать очередной чудовищной жертвой прогрессу. Но не стали. Как известно на сегодня — погибли две девушки-китаянки. Сто восемьдесят один человек попали в госпитали, сорок девять из них — в тяжелом состоянии. Это трагично, но хоть не носит катастрофичного оттенка обычного сообщения «на борту выживших не осталось». Более того, похоже, что это одна из самых удачных катастроф, если к слову «катастрофа» вообще подходят всякие милые прилагательные. Двое погибших на двести с чем-то выживших — будем молиться за тех, кто в тяжелом состоянии, они уже пережили самое страшное, все будет дальше только хорошо.

777-й разрабатывали не так, как другие лайнеры. В процессе проектирования наконец- то были учтены мнения обычных пассажиров. Фокус-группы пришли и в закрытый мир авиаконструкции. И проводить всякий таргетинг от маркетинга до юзабилити огромного самолета — это вам не стартап на «Стрелке» впаривать лохам. И получилось недурно — этот самолет считается наиболее удобным с точки зрения пассажиров. Похоже, что машина, кроме всего прочего, вообще оказалась недурной — по скольжению вдоль полосы. У нее оторвался хвост и двигатели, сами же салоны подверглись только пожару. Судя по тому, как эффективно и почти без потерь была проведена спасательная операция по надувным трапам, экипаж тоже был хорошо подготовлен — а именно стюарды и стюардессы выводят людей из салонов по аварийному расписанию.

Эта авария показала, что старый миф о том, что в хвосте самые безопасные места, не более чем миф. Погибшие китайские девочки — 16–17 лет — сидели в самом хвосте, и их тела нашли снаружи самолета.

Asiana — второй по величине авиаперевозчик в Южной Корее следом за Korean Air. Я еще с советских времен нервничаю, когда слышу словосочетание «южнокорейский «Боинг». Но на гнилой базар «а вот у них там самолеты падают» можно ответить только одно — человеческий фактор отсутствует только в мире, где нет людей. Строй, раса, экономика только слегка корректируют количество человеческих ошибок и раздолбайства. Когда процесс устроен верно, то одни группы людей страхуют другие группы людей от людских же ошибок. Либо быстро ликвидируют последствия этих ошибок, сводя потери к минимуму. Похоже, что стюардессы и пожарные и свели траур к наименьшим значениям.

И мир вздохнул облегченно и подумал — «авиаторы, переходите уже наконец на Safari с «Хромом», в XXI веке носят не только 777, но и «Огненную Лису», и будет вам счастье».

About this publication