The Zimmerman Case: A Test of American Tolerance

<--

Который день США сотрясают протесты, связанные с вынесением судом присяжных вердикта «невиновен» жителю штата Флорида, 28-летнему Джорджу Циммерману, застрелившему в Сэнфорде (пригород Орландо) чернокожего подростка Трейвона Мартина. Несмотря на решение присяжных, расследование продолжает министерство юстиции США, к которому присоединилось ФБР. Чернокожие американцы уверены, что убийство произошло на расовой почве, а сам Циммерман утверждает, что действовал в целях самообороны.

Развитие событий многократно описано в американских и мировых СМИ. 26 февраля прошлого года в полицию Сэнфорда поступил звонок от местного жителя Джорджа Циммермана, назвавшего себя “капитаном” районного “общественного дозора”. Он доложил диспетчеру, что ехал в машине и заметил “крайне подозрительного типа”, который вроде бы бесцельно шатается под дождем по чужому району, “кажется, находится под кайфом” и “явно ничего хорошего не замышляет”. В ходе разговора “добровольный помощник полиции” сказал, что замеченный им человек убегает. Диспетчер посоветовал его не преследовать и сообщил, что на место направлена патрульная машина.

Несколько минут спустя 17-летний Мартин был убит выстрелом в грудь. Циммерман заявил полиции, что стрелял в порядке самообороны. Но оружия у убитого им молодого человека не нашли. При нем были только пакетик леденцов и банка холодного чая.

От родственников Мартина позже стало известно, что в чужом районе он вместе с отцом был в гостях. Они смотрели по телевизору баскетбол, когда молодой человек решил сбегать в местную продуктовую лавку для того, чтобы купить младшему брату попить. Наркотики Мартин не употреблял.

Убийство или самооборона?

С обывательской точки зрения все предельно ясно: по улице шел чернокожий парень – под дождем, капюшон надвинут на лицо, ничего предосудительного не делал, значит и убивать его было не за что. И не важно, что «подозрительный». И уж тем более, когда полиция на подходе, о чем не в меру бдительного Циммермана уведомили по телефону все те же полицейские. Однако «добровольный помощник» решил решить «проблему» сам. Ну и разобрался, как смог…

В деле, правда, имеется запись, гласящая, что по приезде на место преступления полицейские нашли Циммермана с разбитым носом. Не исключено, что «бдительный гражданин» стал задирать подростка, ну, и нарвался на «ответный удар». Чем все закончилось, мы знаем.

И поскольку США – правовое государство, закон здесь преобладает над эмоциями. А закон штата Флорида от 2005 года и в буквальном переводе носящий название “Стой на своей земле” толкует права граждан на самооборону очень широко – вплоть до убийства в ответ на предполагаемую угрозу. Если же учесть, что в США разрешена свободная продажа оружия, то возможностей безнаказанно застрелить любого подозрительного субъекта становится гораздо больше. Главное – постараться доказать, что это произошло «в целях самообороны».

Кстати, по данным правозащитников, схожие с флоридскими законы имеются сейчас более чем в 20 из 50 штатов страны. Лидеры афроамериканских правозащитных организаций США уже заявили, что будут добиваться проверки конституционности этих законов.

Скрытый расизм или трагическая случайность?

Протестующие афроамериканцы утверждают, что в случае с убийством Циммерманом чернокожего подростка очевидны расистские мотивы. Сам же «добровольный помощник» защитников правопорядка утверждает, что такого и близко не было – исключительно оборонялся от немотивированной агрессии, расистом никогда не был, к черным относится весьма терпимо. Однако как тут не вспомнить «бородатую» анекдотичную присказку: «Я ненавижу расизм и негров!»

Как это ни парадоксально звучит, но для многих членов американского общества эта ситуация вполне вероятна. С одной стороны, в Соединенных Штатах уже давно пропагандируется равенство людей с разными цветом кожи, разрезом глаз, физическими возможностями и т.п. Очень мило смотрится на прогулке группа детей из какого-нибудь детского сада, когда белые, черные и азиатские малыши, взявшись за руки, под присмотром воспитателей переходят дорогу. Эти дети пока даже не предполагают о том, что можно не любить своего соратника по лепке куличей в песочнице за то, что он, скажем, негр. За то, что машинку отобрал, не любить очень даже можно, а вот за цвет кожи – с какой стати?

Однако дети растут и в их сознание постепенно проникают давно укоренившиеся в обществе стереотипы. Да, де-юре в США нет, например, учебных заведений «только для белых», но де-факто в дорогих и очень дорогих школах, колледжах и университетах процент тех же афроамериканцев не особо высок. Это объясняется очень просто – расслоением по имущественному признаку. Все-таки в США не много афроамериканских семей, которые можно назвать состоятельными или богатыми.

Кроме того, сказывается наследие «проклятого прошлого», когда черные и белые американцы, мягко говоря, не любили друг друга. До сих пор в южных штатах расистские настроения среди белых очень сильны, именно поэтому политтехнологи президента США Барака Обамы сразу предлагали не обольщаться насчет того, что чернокожий кандидат в президенты может победить, допустим, в Техасе.

Да и черные очень часто отвечают белым тем же. У белых уже где-то в подсознании живет мысль о том, что раз черный, значит преступник, ну или замышляет что-нибудь. В такой ситуации вполне закономерна реакция чернокожих, ведущих себя подчас очень агрессивно. Конечно, обидно, когда тебя подозревают в чем-нибудь нехорошем лишь потому, что ты негр. «Если вас незаслуженно обидели, вернитесь и заслужите», – гуляет в русском интернете шутка. Ее вполне можно применить и в американском обществе для объяснения межрасовых взаимоотношений.

И неспроста очень многие в США – и представители СМИ, и аналитики, и простые люди – после вынесения жюри присяжных оправдательного вердикта в первую очередь отметили то, что среди заседателей были только белые женщины. Будь среди них чернокожие, решение присяжных могло бы быть иным.

Минюст разберется?

После того как признанный невиновным Циммерман оказался на свободе, по стране покатился шквал митингов и демонстраций афроамериканцев, требующих справедливости. Протесты были настолько масштабными, что в министерстве юстиции страны заявили, что расследование по данному делу будет продолжено. Глава Минюста США Эрик Холдер назвал смерть Мартина “трагической и ненужной” и выразил надежду, что она даст толчок к началу общественной дискуссии относительно того, как избежать подобных инцидентов в будущем.

В расследовании этого дела участвует также ФБР. Между тем, как сообщили в Белом доме, Барак Обама вмешиваться в расследование не собирается.

Как бы там ни было, «дело Циммермана» продемонстрировало не только негативные, но и положительные тенденции в американском обществе. Да, приговор очень многие сочли несправедливым и, возможно, небезосновательно, но демонстрации в крупных городах проходили мирно, хотя и нервно. Американцы в большинстве своем готовы ждать, когда законники все-таки разберутся в этом деле, а не вершить самосуд. Под шумок лишь подростковые банды в Лос-Анджелесе и его пригородах начали было грабить магазины и нападать на туристов, но это никакого отношения к межрасовым трениям не имеет – чистый криминал.

Американская нация с трудом, но держит экзамен на толерантность.

About this publication