The Manning Affair as an Isolated Case of 'Vietnam Syndrome'

<--

Процесс по делу рядового первого класса сухопутных войск США Брэдли Мэннинга, служившего аналитиком военной разведки и передавшего скандально известной организации «Викиликс» секретные документы, стал делом не только Соединенных Штатов.

Во-первых, далеко не все – как в самих США, так и в мире – считают Мэннинга предателем. Во-вторых, у него есть последователь – в последнее время не менее пристально мировые СМИ следят и за «делом Эдварда Сноудена», также обнародовавшего американские секреты. Не исключено, что сейчас в голове еще какого-нибудь американца, имеющего доступ к государственным секретам, зреет мысль придать их огласке. Что это – временное помутнение ума отдельно взятого человека, злой умысел или стремление уставших от лицемерия государства людей обнародовать правду?

Будет наказан

Во вторник, 30 июля, председательствовавшая на процессе на базе Форт-Мид /штат Мэриленд/ полковник Дэниз Линд объявила Мэннинга виновным в совершении ряда тяжких преступлений по 19 пунктам, в числе которых шпионаж, кража государственной собственности, мошенничество с использованием компьютерных технологий, а также грубое нарушение армейских уставов. Самое серьезное из обвинений в его адрес – “оказание помощи врагу Соединенных Штатов”, грозившее пожизненным тюремным заключением без права досрочного освобождения, было отклонено. Однако, как подсчитали юристы, по совокупности преступлений Мэннингу грозит 136 лет тюремного заключения, и до конца жизни он может остаться за решеткой. Как ожидается, сегодня, 31 июля, суд объявит срок наказания для 25-летнего экс-военнослужащего.

Независимо от того, сколько в итоге получит Мэннинг, процесс над ним в известной мере расколол американское общество. Одни считают его предателем, а другие героем.

Да, молодой военнослужащий передал разоблачителям из «Викиликс» огромное количество секретных материалов. Но при этом не было же доказано, что своим поступком он намеревался причинить вред своей стране. Сам Мэннинг объяснил свои действия стремлением привлечь внимание общественности к «нечестной внешней политике» США и неправомерным действиям американских войск в Афганистане и Ираке, в результате которых гибли мирные граждане.

Разрыв шаблона

Что заставило аналитика военной разведки совершить непатриотичный поступок и разгласить секреты своей страны?

Общеизвестно, что американцы чрезвычайно патриотичны. Подавляющее большинство из них совершенно искренне верят в то, что американские демократические ценности – единственно верные, и поделиться ими с другими народами – это абсолютно правильное, обоснованное решение. Именно с таким убеждением отправлялись сначала в Афганистан, а затем в Ирак американские военнослужащие.

Однако, как вскоре выяснилось, ни афганцам, ни иракцам демократия американского образца оказалась ненужной. Очутившись в чужой стране и столкнувшись с далеко не дружественным отношением со стороны местных жителей, американские военнослужащие стали постепенно осознавать причины агрессии «аборигенов». Как оказалось, и афганцы, и иракцы имеют свои сложившиеся понятия, обычаи и традиции, и не хотят импортной демократии. Более того, очень сильно противятся ее насаждению «огнем и мечом». В сложившейся ситуации в сознании многих американских военнослужащих произошел так называемый «разрыв шаблона» – они, как рыцари в блестящих доспехах, прибыли в другую страну спасать ее народ от тирана, но вместо благодарности и цветов получили от агрессивных местных жителей пули в спину, заминированные дороги, убитых и раненых друзей.

После службы в «горячих точках» военнослужащие стали возвращаться на родину совершенно другими людьми. Это уже было в не столь давней истории США и называлось “вьетнамским синдромом”. Согласно данным психологов, за время афганской и иракской кампаний среди участников боевых действий резко возросло число самоубийств. Причем многие из тех, кто оставлял предсмертные записки, обвиняли государство в том, что оно обманывало их относительно целей, которые якобы преследовались во время заокеанских кампаний.

Некоторых разочарование подвигло на действия. Мэннинг, например, решил разоблачить лживое государство. С его слов получается, что он не предавал свой народ и свою страну, он не хотел прославиться, он лишь стремился сказать правду. За что, возможно, отсидит не один десяток лет и досрочно выйдет на свободу глубоким стариком.

Появление Сноудена закономерно?

Вслед за Мэннингом разгласил государственные секреты и аналитик Центрального разведывательного управления США Эдвард Сноуден. Он тоже достаточно молод и тоже, видимо, разочарован, мягко говоря, несоответствием заявлений и действий «оплота мировой демократии» – Вашингтона. Это не в его стране должны были «подслушивать и подглядывать», это должны были делать в других странах, а США разоблачили бы «нечистых на руку». Так было бы правильно.

Теперь Вашингтон всеми способами пытается заставить «блудного сына Эдварда» вернуться домой, даже отца призывает съездить за отпрыском в Россию. Однако «дело Мэннинга» вряд ли станет для Сноудена-младшего убедительным аргументом для возвращения на родную землю.

Каждый борется с несправедливостью или с тем, что он считает несправедливостью, по-своему. Свой выбор сделали Мэннинг и Сноуден, свой выбор сделали десятки военнослужащих-самоубийц и те, кто издевался над пленными иракцами и афганцами в тюрьмах, неосознанно выражая таким образом несогласие с тем, что оказались на непонятной, неправедной войне.

«Я не знаю, зачем я там был, зачем убивал людей, которые ни мне, ни другим американцам не сделали ничего плохого. Видимо, я зря прожил свою жизнь», – написал в предсмертной записке один мой знакомый, 32-летний рядовой Армии США, переживший две длительные «командировки» в Ирак. Наверное, любое государство в целях безопасности предпочло, чтобы его гражданин застрелился, а не выдавал того, что является государственными секретами, тем более такими неприглядными.

Но это явно не демократичное желание.

About this publication