Mutiny or Terrorist Attack?

<--

Бунт на корабле или теракт?

Писатель Дмитрий Дробницкий — о том, можно ли назвать инцидент в Вашингтоне классическим шутингом

Хотя президент США Барак Обама, а вслед за ним и некоторые СМИ уже поспешили поставить произошедшее в Вашингтоне массовое убийство в один ряд с шутингами в Колорадо, Коннектикуте и других местах, картина в действительности не столь однозначна.

Во-первых, место совершения преступления. Столица США, федеральный округ Колумбия. Здесь гражданским лицам не выдаются никакие лицензии на ношение оружия и не действуют лицензии, выданные ни в одном из 50 штатов. Зарегистрировать оружие можно только для хранения дома. Это федеральная территория, буквально нашпигованная сотрудниками правоохранительных органов.

Во-вторых, объект нападения. В других городах стрелки выбирали себе в качестве мишени кинотеатры, торговые центры и школы, то есть места, в которых находятся исключительно беззащитные люди. В этих местах действует запрет на ношение оружия, и даже полицейские не на задании сдают оружие, а охранники вооружены в лучшем случае шокерами. При этом дети в школе, семьи в кино или на шопинге ― простые мишени и по определению жертвы.

В Вашингтоне нападение совершено на объект военно-морских сил «Нейви-ярд» (буквально ― военно-морской док). Это один из стратегических центров ВМС, располагающийся менее чем в километре (!) от Капитолия. Разумеется, в этом самом «Нейви-ярд» есть и музей (в Вашингтоне куда ни кинь ― музей), служит он и для проведения церемониальных действий, однако подавляющее большинство зданий комплекса, как бы у нас сказали, режимные. Здесь располагается и военно-юридическая служба, и академия морской пехоты, и один из командных центров морских операций.

Судя по сообщениям американских источников, первоначально стрельба началась в здании № 197, где в основном работают над военно-научными и военно-техническими задачами. Само собой ― высокая секретность и соответствующий уровень обеспечения безопасности. Как подтвердили власти города, охрану здания осуществляют «собственные правоохранительные органы флота». Несложно догадаться, что это не вахтеры, набранные по объявлению. Это морские пехотинцы.

В здании трудятся как военные, так и гражданские специалисты, но чтобы попасть внутрь и начать стрелять по людям, нужно было пройти матерую вооруженную охрану. Собственно говоря, то, что произошло в 8.30 утра по восточному времени (в 16.30 по Москве) и положило начало кошмарному дню в столице США, было перестрелкой на входе в здание. Но охране справиться с нападавшим (или нападавшими) не удалось. Через 5–7 минут на третьем, а затем на четвертом этаже здания раздались новые выстрелы.

По неофициальной версии, составленной с использованием «анонимных источников» и при помощи компиляции сообщений свидетелей, подозреваемых трое. Все высокие, мощные, опытные ― в возрасте от 35 до 50 лет. Все, по разосланным ориентировкам, были одеты в военную униформу. Один из них был застрелен в ходе зачистки здания спецназом и по отпечаткам немедленно опознан. Появились сообщения, что это Аарон Алексис, «резервист, недавно отстраненный от службы».

Одного из описанных правоохранительными органами людей вскоре после этого сняли с подозрения. Спецназ продолжает зачистку всего комплекса, многие улицы Вашингтона перекрыты, занятия в школах отменены, приостановлена работа аэропорта имени Рональда Рейгана, а количество достоверно установленных убитых достигло 12.

Наконец, скажем несколько слов и об оружии, которое предположительно использовалось в ходе нападения. По первоначальным описаниям свидетелей ― а среди них было множество людей с наметанным взглядом ― сотрудники ФБР заключили, что в руках у подозреваемого полуавтоматическая винтовка Colt AR-15 с магазином большой емкости (каковые пытался исключить из гражданского оборота Обама). Однако сообщение о марке оружия, легализованного во многих штатах для гражданского населения, никого не должно сбивать с толку. Дело в том, что даже со среднего расстояния отличить наиболее распространенную версию AR-15 от ее военной «сестры» M-16, основного оружия вооруженных сил США, практически невозможно. Более того, звукоподражательное описание одного из очевидцев преступления явно говорит в пользу автоматической стрельбы с отсечкой по три выстрела, что указывает на армейское оружие, а не на гражданское.

Одним словом, мы явно имеем дело не с «обычным» шутингом, осуществленным больным на голову молодым человеком где-то в Богом забытой глуши. Это было очень расчетливое нападение, совершенное подготовленными людьми (возможно, позже окажется, что «Рэмбо» был один).

Понятно желание президента вновь всё списать на безответственное отношение гражданских лиц к оружию. Отсюда и слова о «еще одном шутинге». Но тут дело обстоит совсем по-другому. Можно конечно предположить, что некого морпеха незаслуженно (или, наоборот, заслуженно) уволили, и он пришел в один из штабов своего бывшего ведомства сводить счеты. Но одно дело прийти с карабином в беззащитный офис, совсем другое дело ― на охраняемый военный объект. Фактор внезапности? Отчасти. Но ведь это не отменяет самого факта нападения военнослужащего США (пусть и бывшего) на свое командование, нападения, которое, будь оно совершено на вражеский объект, назвали бы смелым и профессиональным. Обаме сейчас только военного бунта в Вашингтоне не хватало!

Другой вариант еще хуже. Теракт. Мэр Вашингтона заявил, что пока считать произошедшее проявлением терроризма, оснований нет. Впрочем, формально это именно терроризм. Как еще назвать нападение на стратегический объект, повлекший множество жертв? При этом теракт вовсе необязательно должен иметь внешние и/или религиозные корни (в ФБР есть целый отдел по борьбе с так называемым внутренним терроризмом). После катастрофы в консульстве в Бенгази и взрывов в Бостоне на фоне скандалов с прослушкой АНБ сегодняшний расстрел в штабе ВМС может окончательно подорвать веру в нынешнюю администрацию Белого Дома.

Любопытна в связи с этим оговорка Обамы. Он назвал стрельбу в «Нейви-ярд» «трусливым актом». Ровно так в свое время Джордж Буш-младший назвал атаку террористов 11 сентября…

About this publication