То, что администрация Барака Обамы 1 октября проснулась с пустым карманом, – не самая большая проблема, порожденная спором по поводу государственных расходов США.
Исполнительная власть худо-бедно может жить без утвержденного бюджета. Так нередко бывает, и не только в США. Каждый год в любой стране, где есть дееспособная оппозиция и (или) сильные лоббисты, роспись казенных денег по статьям расходов – предмет долгих политических и коммерческих торгов. Не всегда эти торги заканчиваются по графику, то есть до начала нового финансового года.
Сейчас в США главная ставка в таких торгах – реформа системы здравоохранения. Обама и его Демократическая партия, имеющая большинство в сенате, настаивают на проведении реформы, а Республиканская партия с ее большинством в палате представителей требует приостановить на время ее внедрение, а лучше вовсе отменить.
Исход этого спора во многом определит общую социально-экономическую политику Соединенных Штатов. В общих чертах – либо продолжится начатая Обамой либерализация, либо, возможно, начнется возврат к консерватизму во всех его проявлениях, а не только на социальном фронте.
Нравится нам это или нет, итог в какой-то степени будет влиять на мировую политику и экономику в целом, как влияют все сильные тенденции в США.
Победа демократов в этом торге (или достойный компромисс с республиканцами) укрепит политические позиции Обамы. Поражение, скорее всего, ослабит его лидерское положение. А оно уже недавно пошатнулось из-за непоследовательности (или гибкости) позиции президента по Сирии.
Смысл реформы здравоохранения, которую Обама предложил еще во время предвыборной кампании 2008 года, шире, чем обеспечение гражданам Америки достойного медобслуживания.
Наряду с другими инициативами президента, например, с предоставлением иммигрантам права получать гражданство, это – разворот США в сторону «социального государства».
Однако консервативная часть Америки крепко держится за свои традиционные ценности, среди которых пока нет места социальной «уравниловке».
Система здравоохранения США не менялась с 1965 года. До сих пор многие граждане Америки (по некоторым данным, до 50 миллионов) не имеют медицинской страховки, вынуждены оплачивать лечение из накоплений, если они есть, брать кредиты или не могут позволить себе лечиться вовсе.
«Социализировать» систему пробовал, в частности, президент Билл Клинтон в 1993 году. Он предложил обязать нанимателей страховать своих сотрудников. Оппозиционные ему республиканцы, охранители тех самых ценностей, ответили законопроектом, по которому сами работники должны были себя страховать.
Тогда, к 1997 году, удалось договориться только об обязательном государственном медицинском страховании детей.
Обама пошел дальше. С марта 2010 года его план повышения качества и расширения доступности медицинской помощи стал законом. Однако реформы внедряются ограниченно из-за противодействия республиканцев в Конгрессе и властей некоторых штатов.
Социально-экономическая суть реформы проста: численность застрахованных должна вырасти, а общие расходы государства и граждан на медицину должны сократиться.
Расходы и, соответственно, доходы тех, кто оказывает медицинскую помощь, немалые. По данным Всемирной организации здравоохранения, в 2011 году американская медицина заработала в среднем по 8608 долларов на каждом гражданине, в целом – почти 18% самого большого в мире ВВП. Больше (в расчете на пациента или в пропорции к размерам экономики) не тратит ни одна страна.
Это вовсе не значит, что американцы здоровее других народов. Младенческая смертность, сердечно-сосудистые, венерические заболевания здесь распространены больше, чем во многих других развитых странах. Позорно высок для «исключительной» нации уровень травматизма.
Всем ясно, что при таком «состоянии здоровья» реформа нужна. Но вопрос в том, кто от этих перемен выиграет, а кто пострадает. Если в общих чертах, от реформы Обамы выигрывают малоимущие граждане, а медицинский бизнес и страховые компании проигрывают – на их деятельность в здравоохранении закон Обамы накладывает серьезные ограничения.
Большинство американцев не поддерживают предложенный Обамой план реформы здравоохранения, но не потому, что они на стороне консерваторов, а потому, что считают его недостаточно «социальным».
Это большинство и малоимущие граждане вообще, в грубом понимании американских консерваторов, лузеры, то есть неудачники. А бизнес, в том числе медицинский и финансовый, опора и надежда экономики, строя, будущего страны и мира.
Наверное, неслучайно американские СМИ в последние месяцы подозрительно часто пишут о большой роли, которую играет здравоохранение в экономическом восстановлении США.
Эта полемика, споры, взаимные претензии вокруг американского бюджета лишь немного «пощекотали» мировые рынки: доллар чуть-чуть подешевел, золото чуть-чуть подорожало, трейдерам и брокерам есть о чем поговорить.
Не намного больше перемен сулит конфликт между республиканцами и демократами по поводу «потолка заимствований» – максимальной суммы госдолга.
Ведь и сразу после 17 октября, когда теоретически США могут объявить о своей неплатежеспособности, если «потолок» не приподнять, больших перемен в мире не произойдет.
Однако из решений, которыми заканчиваются подобные конфликты в США, складывается долгосрочная стратегия пока самого мощного в мире государства. От поворотов этой стратегии нервы могут сильно зачесаться, и не только у биржевых игроков.
Leave a Reply
You must be logged in to post a comment.