A Visit with Accusations

<--

ВИЗИТ С ОБВИНЕНИЯМИ

Олег Горбунов

Администрация Соединенных Штатов Америки делегирует вице-президента Джозефа Байдена и заместителя госсекретаря по странам Европы и Евразии Викторию Нуланд для официального визита в Киев с тем, чтобы определиться – что делать с Минским протоколом о перемирии и стоит ли продолжать вообще примиренческую линию в украинском конфликте. Судя по последним заявлениям Белого дома и представителей Государственного департамента – чаша весов склоняется к конфликтному сценарию.

Обстановка на Юго-востоке в настоящее время такова, что и Киев, и ополченцы сосредотачивает значительные воинские силы в зоне конфликта, что увеличивает вероятность возобновления активных боевых действий. Впрочем, Москва после выборов в ДНР и ЛНР 2 ноября и начавшейся частичной легитимации органов власти на Юго-востоке (хотя и пока без официального признания Кремля) не хочет полномасштабной войны, поскольку это не позволит наладить нормальную политическую жизнь и госстроительство.

Киев, видя подобные действия Москвы, понимает, что простым информационным давлением на северного соседа и поддерживаемых им ополченцев ситуацию не исправить. Поэтому Украина усиленно просит вооружения и новые кредиты от Запада для переустройства своих вооруженных сил и поддержания экономики, во многом вставшей на военные рельсы. Пока эти инициативы только обсуждаются. Так, в Конгрессе уже всерьез поднимается вопрос со стороны республиканского большинства об оказании помощи украинским вооруженным силам бронетехникой и другими видами летального оружия.

Опасность для Соединенных Штатов в изменении формата сотрудничества с Украиной и участия в конфликте на Юго-востоке кроется в том же, что и в случае с Сирией – существует неготовность к радикальным сценариям развития обстановки. После заявлений Барака Обамы о готовности бомбить позиции вооруженных сил президента Башара Асада после якобы применения химоружия против боевиков и мирных жителей, американский лидер по прошествии короткого времени был вынужден де-факто отказаться от своих слов, реализуя «план Путина» по уничтожению химоружия. Более того, США были вынуждены создать международную коалицию против взращенной их политикой в Сирии группировки «Исламское государство», когда она стала угрожать суверенитету и целостности не только Сирии, но и соседнего Ирака. Активизация конфликта может завести ситуацию в тупик – точнее, на порог третьей мировой войны, как это было августе.

Однако, видя неуступчивость президента Владимира Путина и перерастания украинского кризиса в «замороженную» стадию, западные лидеры опасаются, что «проблема юго-востока» превратится в долгосрочный сдерживающий фактор для интеграции Украины в евроатлантическое пространство. Отсюда – и попытки американского руководства как инициатора политики сдерживания России на новом этапе выработать новое видение формата российско-американских отношений в контексте украинского кризиса. Проще говоря – что будут делать американцы, зная, что Путин не отступит от «народных республик», но в то же время, что Украина без них – неполноценное государство. Об этом и будет, скорее всего, говорить господин Байден на мероприятии в Киеве. Эксперты прогнозируют, что вице-президент может дать программные установки украинскому лидеру. Судя по недавним высказываниям Обамы в отношении «равноценности» угроз со стороны лихорадки Эбола и России на международной арене, визит Байдена не будет примирительным. Скорее всего, стоит ожидать резких оценок действий Москвы и новых форм помощи Украине, которая самостоятельно не сможет выйти из кризиса. Это не означает немедленной войны, однако логика развития ситуации подсказывает, что она избежать ее будет трудно.

About this publication