America’s Dark Side: The Senseless and Ruthless Hunt for Terrorists

<--

Темная сторона Америки: Бессмысленная и беспощадная охота на террористов

Иван Яковина

11 декабря, 12:00

Протест против пыток во время сенатских слушаний в США

Протест против пыток во время сенатских слушаний в США

Американцы нашли в себе силы честно рассказать о темной странице своего недавнего прошлого – о том, как подозреваемых в терроризме топили, морили голодом и содержали в коробках вместо камер

Комитет по разведке Сената США вечером 9 декабря опубликовал доклад о практике применения пыток против подозреваемых в терроризме. Этот документ является лишь небольшой, рассекреченной, части намного большего по объему отчета, который пока остается засекреченным. Но и того, что было обнародовано, хватило для начала грандиозного скандала, в котором оказались замешаны весьма высокопоставленные в прошлом люди.

Как стало ясно из доклада, Центральное разведывательное управление ЦРУ почти сразу после терактов 11 сентября 2001 года приступило к отлову и допросам людей, которые могли быть причастны к этому преступлению. Основной поток подозреваемых шел из стран ближневосточного региона и Афганистана, где к концу 2001 года уже были развернуты американские войска.

В докладе также говорилось, что политическое руководство США требовало от разведчиков как можно быстрее найти и обезвредить людей, причастных к самому крупному в истории страны теракту, поэтому ЦРУ получило “расширенные полномочия” при обращении с пленными. По сути, это означало, что ведомство могло делать с ними все, что угодно, не подчиняясь никаким законам.

Одним из ключевых положений этих полномочий было разрешение на использование “усиленных методов проведения допросов”, то есть, как теперь выяснилось, пыток. Подозреваемых в терроризме топили, били, морили голодом, лишали сна, содержали в небольших коробках, где невозможно ни лечь, ни встать, обливали холодной водой, подвешивали на цепях к потолку и стенам, угрожали им самим и их близким. В тех, кто пытался сопротивляться, объявляя голодовку, насильно вводили жидкое питание через задний проход. При этом пытки применялись даже к тем людям, чья причастность к терроризму была под большим вопросом.

В своем желании достичь необходимых результатов сотрудники ЦРУ порой заходили чересчур далеко: известно, что как минимум один из подозреваемых погиб под пытками. Из доклада также стало ясно, что тогдашний президент Джордж Буш долгое время вообще не знал, что происходит в секретных тюрьмах ЦРУ, разбросанных по всему миру. Первый более или менее адекватный отчет о методах, применяемых разведчиками, он получил лишь в апреле 2006 года, после четырех с лишним лет функционирования программы.

Вообще, вопрос ответственности за применение пыток доклад оставляет открытым. Кто именно санкционировал использование средневековых методов дознания в XXI веке, пока не ясно. Известно лишь, что на многих документах программы есть подпись Кондолиззы Райс, которая во время первого срока президента Буша была его советником по национальной безопасности. Из документов также ясно, что о программе как минимум были осведомлены вице-президент Дик Чейни и министр обороны Дональд Рамсфельд. Но в целом рассекреченная часть доклада сенатского комитета выглядит так, будто ЦРУ по своей инициативе начало пытать людей.

По мнению профессора Стивена Майлса из университета Миннесоты, изучавшего тему участия врачей в пытках, программа общей стоимостью в полмиллиарда долларов не могла быть самодеятельностью ЦРУ. По его мнению, ее автором является кто-то из высших руководителей страны, не желающих афишировать свое участие. Профессор, в частности, рассказал, что на разработку методики проведения пыток ЦРУ потратило 81 миллион долларов, которые достались двум врачам-психиатрам, составившим сборник рекомендаций для ЦРУ. Интересно, что в своей работе эти врачи основывались на опыте Китая и КНДР, подвергавших пыткам американских пленных во время Корейской войны. Потом, правда, выяснилось, что китайцы и корейцы тогда не ставили своей задачей получить от пленных информацию, американцев пытали для того, чтобы психологически “сломать” их. Но в ЦРУ этого не знали и продолжали мучить своих пленников в соответствии с полученными рекомендациями.

Из этого обстоятельства вырастает еще одна претензия к ведомству. Информация, полученная дознавателями ЦРУ от их “клиентов” под пытками, в подавляющем большинстве случаев не обладала никакой практической ценностью. Пленники несли любую околесицу, лишь бы прекратить издевательства, выдумывали несуществующие заговоры и их участников, отвлекая силы ЦРУ на проверку этой информации, не имеющей никакого отношения к действительности. По сути дела, с оперативной точки зрения пытки принесли намного больше вреда, чем пользы. Система оправданий, основанная на том, что “методы, конечно, жестокие, но они позволили спасти жизни”, мягко говоря, далека от реальности. Скорее даже наоборот: люди, выбравшиеся из американских тюрем после пыток, при возможности не упустят случая отомстить за свои мучения.

В этой связи интересна позиция американского сенатора Джона Маккейна, который в свое время сам пережил несколько лет пыток, находясь в плену во Вьетнаме. Он выступал категорически против действий ЦРУ, заявляя, что результата пытки не дадут, зато приведут к тому, что террористы обязательно будут пытать американских солдат, попавших к ним в плен. В этом мнении Маккейна поддерживали другие сенаторы и конгрессмены, служившие в армии. В поддержку программы ЦРУ выступали лишь “диванные воины” из числа американских законодателей, ни дня не проведшие в вооруженных силах.

Однако программа просуществовала оба президентских срока Джорджа Буша и была закрыта лишь после вступления в должность главы государства Барака Обамы – в 2009 году. Сейчас, после публикации доклада, заметно постаревший Буш выступает на многих американских телеканалах изо всех сил защищая введенные при нем методы работы ЦРУ. На подпевках у экс-президента выступают первые лица его администрации, за исключением Колина Пауэлла – госсекретаря США во время первого президентского срока Буша. Как выяснилось из доклада, чиновники, знавшие о том, что творится в секретных тюрьмах ЦРУ, намеренно скрывали от Пауэлла информацию по этой теме, справедливо полагая, что он выступит резко против. Когда же это произошло, госсекретарем стала Райс, а Пауэлла отправили на пенсию.

Почему Буш и его соратники защищают программу пыток, вполне понятно. После публикации доклада в США уже зазвучали голоса, требующие привлечь к ответственности виновных в ее введении и реализации. Если доктор Майлс прав в том, что ЦРУ действовало не по собственной инициативе, а по указанию из Белого дома, то, в теории, подчиненные Буша могут оказаться под следствием. Кроме того, у истории с пытками есть еще один негативный аспект, способный обернуться проблемами даже не для бывшего президента, а для страны в целом.

Речь идет о том, что информация о многолетней программе пыток, осуществляемой в США станет прекрасным оправданием для садизма тоталитарных режимов по всему миру. В ответ на обвинения в жестокости любой диктатор теперь может заявить: “Помилуйте, я лишь перенимаю передовой американский опыт! Какие ко мне претензии?”. Сейчас американские газеты заполнены рассуждениями насчет того, что Буш и его команда подорвали моральный авторитет своей страны, поставив ее на одну планку с самыми отвратительными режимами прошлого и настоящего. Некоторые комментаторы даже сетуют, что никакой разницы между США и, например, Зимбабве, в этом смысле практически не осталось.

Однако это, пожалуй, серьезное заблуждение. Разница – причем существенная – есть. Важно понимать, что о качестве любой сложной системы нужно судить не по ее ошибкам, а по реакции системы на эти ошибки. В данном случае американское руководство повело себя недостойно, глупо и цинично, начав пытать пленных и скрывая этот факт от собственного населения и всего мира. Но, во-первых, эта практика прекращена, во-вторых, она публично разоблачена и осуждена, а в-третьих, из этой ситуации сделаны соответствующие выводы – появление новых пыточных тюрем в США сейчас представляется невозможным.

Да, американский Сенат, опубликовав доклад, продемонстрировал всему миру грязные секреты своей страны, ее “темную сторону”. В короткой перспективе это наверняка ухудшит образ США в мире. Но в долгосрочном, стратегическом плане открытость, умение признавать и осуждать свои собственные ошибки – это именно то, что отличает цивилизованную страну от дремучих диктатур, во главе которых находятся “непогрешимые” лидеры, держащие свой и окружающие народы в нищете и страхе.

About this publication