Sell American

<--

Баскетбольный клуб Brooklyn Nets выставлен на продажу. О том, что владелец клуба Михаил Прохоров готов расстаться с некоторой долей, но сохранить контроль, пресса писала с лета и вплоть до октября прошлого года, но теперь представители миллиардера фактически подтверждают, что тот готов продать его целиком, осталось только найти хорошего покупателя.

Великан великана видит издалека. Выше двух метров ростом, Михаил Прохоров уютно чувствует себя среди баскетболистов (это единственно возможный тип фотографии, на которой он будет ниже других людей) и сам, что логично, иногда бросает мяч в кольцо. Покупать в 2010 году бруклинскую баскетбольную команду ему наверняка было легко и приятно. Российская экономика росла, за окном еще цвели медведевская оттепель и «перезагрузка» с США, и инвестиции в заокеанский спорт позволяли сочетать приятное с полезным, то есть – с попыткой утвердиться среди американской элиты.

Но с недавних пор утверждаться в Америке и бессмысленно, и политически вредно, да и бруклинская команда Прохорова, несмотря на его обещания, так и не добилась больших побед, за эти пять лет лишь однажды добравшись до полуфинала Восточной Конференции. Были сложности с тренерами, не оправдали ожиданий возрастные игроки, на которых клуб сделал ставку. В последнюю среду Nets проиграли шестую игру подряд.

В финансовом смысле дела шли не лучше: Brooklyn Nets – самый убыточный баскетбольный клуб в Америке. $140 млн потерь в одном только прошлом сезоне: немыслимые для NBA траты на зарплаты и рекордные же налоговые выплаты, начисленные за превышение потолка зарплат для игроков (антимонопольная мера, введенная MBA для того, чтобы один или несколько клубов не смогли скупить всех лучших игроков).

Так что баскетбольные приключения Прохорова были бы похожи на историю «Е-мобиля», если бы не тот факт, что баскетбольным бизнесменом он оказался весьма успешным: вложив в клуб $400–500 млн, может получить за него, по разным оценкам, $1,3–1,8 млрд и выйдет из убыточного проекта с огромной прибылью. Надо быть чрезвычайно удачливым инвестором, чтобы получать под 25% годовых в течение пяти лет.

От продажи Nets пока не ждут, что она побьет рекордные $2 млрд, которые прошлым летом заплатил за клуб Los Angeles Clippers бывший гендиректор Microsoft Стив Балмер, – эта сумма стала новым ориентиром для американского баскетбола. Хотя и такое теоретически возможно – ведь в оценку войдут и огромные цифры нью-йоркской аудитории, и домашняя арена команды, новый роскошный Барклайс Центр в Бруклине, в котором 45-процентный пакет тоже принадлежит Прохорову.

Но и так очевидно, что Прохоров очень своевременно пришел на рынок – в нижней точке, в самом начале роста: с лета 2010 года, когда он купил Brooklyn Nets, сделки по баскетбольным клубам последовательно росли в цене. Год назад Forbes оценивал Brooklyn Nets в $780 млн, но это было еще до появления Балмера, да и все последние сделки заключались по ценам заметно выше тех, которые предполагал Forbes.

Не менее удачно, как выясняется, Прохоров уходит с рынка. Он как будто угадал, выиграл в казино: с осени сделки в американском баскетболе уже учитывают будущие колоссальные инвестиции от TNT (Time Warner) и ESPN (Disney), двух телекомпаний, заключивших в октябре новые контракты с NBA на показы матчей с сезона 2016/2017 и до 2025 года. Никто не ожидал, что они вложат $24 млрд за девять сезонов – почти в три раза(!) больше, чем NBA получает за права на телетрансляции на сегодняшний день.

Спорт – часть экономики. Американская экономика, в отличие от российской, растет – на 5% в третьем квартале 2014 года, рекордные за последние 11 лет. Рост экономики ведет к росту спроса и потребления, баскетбол – крайне популярный спорт у молодой платежеспособной аудитории, и телеканалы готовятся отбить свои огромные вложения за счет рекламы, а рекламодатели – за счет продаж. (В этом месте здоровая американская экономика передает большой привет российским законодателям, только что с лицемерной заботой запретившим кабельному телевидению, да и всему российскому бизнесу, зарабатывать на рекламе.)

Этот золотой дождь поменяет – собственно, уже меняет – положение в американском баскетболе и мировом спорте. Грубо говоря, сегодня всем ясно, что завтра все будут зарабатывать больше. «Еще не бывало более подходящего времени для того, чтобы владеть баскетбольным клубом, да и, честно говоря, любой профессиональной спортивной командой», – сказал в октябре Тед Леонсис, крупнейший спортивный функционер и владелец Washington Capitals (хоккей), Washington Wizards (баскетбол) и знаменитого Верайзон Центр, где играют и те, и другие.

Звезды вроде Кевина Дюранта и Леброна Джеймса с осени уже не торопятся с долгосрочными контрактами: пресловутый потолок зарплат будет поднят, и они уже сегодня рассчитывают на новый уровень заработка через два года (цена вопроса – около $10 млн в год). А те, кто недавно связал себя обязательствами на несколько лет вперед, сегодня кусают локти. Получат свою долю и клубы, и тот же Brooklyn Nets с 2016 года будет зарабатывать на правах на трансляции, к примеру, $60 млн вместо сегодняшних $20 млн. Прибавьте те самые $90 млн налогов, выплаченных из-за превышения зарплатного потолка (он ведь вырастет), и пожалуйста – баскетбольная команда Прохорова при своих.

Конечно, это условный расчет, из которого еще надо будет вычесть, для начала, те же возросшие расходы на спортсменов, но факт остается фактом: баскетбол стоит на пороге нового бума и через несколько лет будет оперировать другими цифрами. Баскетбол – лидирующая спортивная индустрия, но за ним потянутся и футбол, и бокс, и теннис, и гольф и пр. Прибыли в суперпопулярных видах спорта – это производная от роста мировой экономики, а спортивная команда для фигуранта из списка Forbes – не только увлекательная игрушка, но и хороший бизнес.

Но зарабатывать тут на продаже калийных удобрений и тратить сравнимые суммы там, в далеком Бруклине, на каких-то дылд, которые плохо попадают в кольцо мячом, – это сегодня называется выводом капитала и вообще не в тренде. Президент перед Новым годом специально просил поответственнее подойти. Понятно, как бизнесу остается реагировать на эту просьбу, если крупный предприниматель, у которого просто так взяли и отобрали нефтяную компанию на два с лишним миллиарда долларов, да еще и едва не посадили потом, теперь говорит, что вовсе не обижается, потому он «плоть от плоти этой страны».

Одним словом, баскетбол был бы хорошим бизнесом, если бы Прохоров мог быть уверен, что разумно распорядится новой конъюнктурой: наймет умелых менеджеров и тренеров, купит нужных игроков, вселит в них веру в победы и пр. А так путешествие самого высокого российского предпринимателя в мировой баскетбол действительно можно сравнить с удачной игрой на фондовом рынке: вошел – сыграл на повышение – вышел. А развивать мировой спорт как бизнес оставьте Стиву Балмеру и другим инвесторам, у которых к тому же нет политических обязательств перед стремительно падающей национальной экономикой.

About this publication